00:00, 6 июля 2007 года

Птичье царство на балконе

- Мы жили в нижней части города, на углу улиц Казачьей и Горького, в одноэтажной жактовской коммуналке, - вспоминает Виктор Сергеевич. - Выйдешь во двор, а на деревьях столько птичек! Смышленые, знают: в сарае есть чем поживиться. Я специально, помню, дверь открою, они - туда. А пение их готов был часами слушать. Но особенно мне нравилось, как поют канарейки и щеглы.

Вот последних и решил приручить Витя, чтобы пели они у него дома. Но сначала надо еще поймать пичуг. Мальчишка научился делать клетки-хлопушки. Они состояли из четырех открытых отсеков, внутри - зарешеченное отделение для «манка» - самца-щегла. Сидит манок, скучно ему, начинает петь, заманивать к себе. Подлетает птичка, прыгает в свободную клетку, на палочку, а клетка «хлоп» и закрылась (вот откуда «хлопушка»). Манок дальше поет, заманивает.

А потом уже обычные клетки, но в квартире. В них одновременно содержалось до полусотни щеглов и канареек.

- Мама так радовалась! – продолжает Виктор Сергеевич. - Сынок, говорила она, я как в сказочном лесу стала жить, будто в раю. Весь двор приходил послушать это пение, да и с соседних дворов тоже. Таких изумительных по красоте голосов нигде больше нельзя было услышать.

Все дело в том, что Виктор научился спаривать щегла с канарейкой, говоря по-научному, занимался селекцией. Из всех пойманных щеглов выбирал самого яркого по оперению и с самым выразительным голосом. «Невесту» из канареек тоже подбирал под стать «жениху». Потомство было на редкость красивым, а их пение было просто завораживающим: получался симбиоз голосов щегла и канарейки.

Живем мы с В. Бабаевым в соседних подъездах, в панельной девятиэтажке, в центре города. Двор как двор. Ничего такого я не замечал. Ну, пролетит какая-нибудь птица, зимой вороны шастают… А недавно увидел - ласточки высоко над домами кружат.

- Ласточки, - поправил меня Виктор Сергеевич, - давно в городе не живут. Как и скворцы. Ты стрижей видел. И кружили они над домами не случайно, значит, мошкары много собралось. Это их любимое лакомство. А вот во дворе нашем, между прочим, как и в других, живут дрозды, синицы, вьюрки, зяблики, чижи, трясогузки, горихвостки. Зимуют сороки и даже сойки. А еще… вот прислушайся. Слышишь, дятел долбит? Он постоянно к нам прилетает, обрабатывает поврежденные деревья. Причем один и тот же.

- Мало ему деревьев в лесу?

- Хватает, но ведь и эти надо освобождать от вредителей. А еще несколько лет назад зимой я снегиря видел - вот на этом кусте сидел. Полчаса не улетал - и все это время я от него глаз не мог отвести. До чего красивая птица! А драмы, знаешь, какие тут разыгрываются!

- Драмы?

- Эх, - огорченно вздыхает Виктор Сергеевич, - выходят люди из квартир и бегом по своим делам, мало кто глаза вверх поднимает, больше под ноги себе смотрят. А я вот, если вышел во двор, первым делом - наверх, все деревья осмотрю. Так вот смотрю: дрозд сидит, напевает свою песню. Я слушаю. Вдруг сокол сверху на него. Но я успел отогнать хищника. Он пару кругов сделал еще и улетел недовольный… Не надо далеко идти, тут же во дворе, было бы желание, на видеокамеру или на фотопленку такие сцены можно снять!

Оказывается, над городскими дворами в поиске добычи кружат не только соколы. Прилетают поживиться птицами коршуны, совы, ястребы и даже орлы. Не упустят возможности схватить и зазевавшегося голубя. Многие хищники, считает В. Бабаев, прилетели и поселились в наших местах в пору военных действий в Чечне. В горной местности, где они обитали, был нарушен их покой. А «эмигрировав» сюда, развелись в таком количестве, что пернатых разбойников надо отстреливать, вред от них очевидный. Только кто этим заниматься будет?!

Часами готов рассказывать мой сосед по дому о певческих способностях пернатых. Наверное, многие слышали, как поет синица, которая испокон веков обитает рядом с жильем человека. Но, оказывается, у этой птахи есть весенняя песня и летняя. Первая звучит, когда с крыши начинается капель. Песня очень мелодичная и точно в унисон капели. Упала капля – синичка: «дзинь». Следующая – опять «дзинь»… Птаха словно извещает: весна-красна пришла! А летом другая мелодия.

Кстати сказать, сам Виктор Сергеевич, имея от природы хороший музыкальный слух (в юности прекрасно играл на гитаре, выступал со сцены в качестве чтеца-декламатора, в том числе и со стихами собственного сочинения), великолепно подражает птичьим голосам. Может, не видя самой птахи, безошибочно сказать: это поет вьюнок, а это – чиж, а это подает голос зеленушка, или, к примеру, зяблик.

- Но не надо думать, - уточняет Виктор Сергеевич, - что певчие птицы, живущие в природе, только тем и занимаются, что поют. Они еще большие труженики, приносят огромную пользу. Скажем, те же синицы. Пара их за день может обработать 40 яблонь, собирая с них различных вредителей.

Что же касается декоративных птах, которые обитают в квартирах, то я, по своей наивности, пока не познакомился с В. Бабаевым, думал: ну какие с ними проблемы? Покормил, водички дал, еще клетки убрал, и пусть себе поют. Оказывается, тут тоже много чего надо знать и уметь. Недавно увидел соседа с небольшим букетиком желтоголовых одуванчиков:

- К обеду птичкам несу.

- Полакомиться?

Выяснилось, что не только для этого. Ферменты, содержащиеся в лепестках цветков, усваиваясь организмом канареек, усиливают их желтый окрас, и оперение становится еще ярче. А еще в рационе, помимо семян рапса, проса, конопли, мака, канареечного семени, обязательно должны быть богатые витаминами морковь, капуста, яблоки (естественно, в протертом виде) и травы: пастушья сумка, мокрица. Все это его питомцы получают сполна, и поэтому они у него всегда веселые, регулярно дают потомство, не болеют.

- Ну, а случится, кто-то из птах повредит, допустим, лапку, - говорит он, - тогда делаю операцию. Сам. Никаких ветлечебниц не признаю. Стараюсь, чтобы как можно дольше продлился короткий век пташек. Сейчас их, правда, у меня немного осталось. Очень много времени голуби отнимают.

Голубей, которых держал В. Бабаев во дворе коммуналки в голубятне, он так же, как и певчих птиц, не бросил, когда больше тридцати лет назад дали ему жилье в многоэтажке. Забрал их с собой, обустроил им место на балконе.

Среди пород его птиц есть и его фирменная - «бабаевские сороки». Вывел он также и цирковую породу - «белые павлины». Обученные хозяином по специальной методике, несколько десятков их выступают на цирковых аренах страны и за рубежом. Время от времени бабаевские крылатые артисты участвуют в представлениях крайдрамтеатра, в городских и краевых торжествах. К примеру, среди голубей, взмывших в небо в полдень в День края 19 мая над Аллеей звезд во время торжественной закладки новых почетных знаков, были в том числе и бабаевские. Но больше всего радуется, когда его «свадебную голубиную пару» - Сашу и Машу приглашают вместе с ним на торжества по случаю бракосочетания.

В этом году В. Бабаеву исполнится 70 лет.

- Нет желания расстаться со своим голубино-птичьим семейством? Не устали от него?

- Ни капли. К голубям и певчим птицам я прикипел всем сердцем, всей душою. Расстаться с ними для меня все равно, что расстаться с жизнью. Это и моя страсть, и стимул. Представь себе: бывает, утром встал, настроение плохое, что-то не здоровится. Мои птахи каким-то чутьем это улавливают - новые мелодии начинают выводить. А в них столько оптимизма, положительного заряда! И это мне передается. А ты говоришь: расстаться…

Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ