00:00, 4 июля 2007 года

Вдоль по питерской

А потом был следующий этап акции: ребята писали сочинения по музейным впечатлениям, из 120 человек более половины прислали свои работы. И три победителя этого необычного конкурса получили путевку на поездку в Питер: девятиклассница Анна Окунева из поселка Иноземцево, семиклассница Татьяна Кунах из Светлограда и восьмиклассник Станислав Руднев из села Надежда Шпаков-ского района.

Вместе с тремя ставропольскими ребятами путешествие по северной столице совершали такие же «тройки» из Калининградской и Ростовской областей, Краснодарского края. А на их маршруте были места поистине замечательные, всемирно известные, от Эрмитажа до Исаакиевского собора, от Кронштадта до Выборга, от Петропавловской крепости до исторического Инженерного замка... Были экскурсии на легендарный атомный ледокол-музей «Красин», в Российский этнографический музей... А поселили их прямо в центре города, напротив Казанского собора. Ну и, разумеется, куда могли они пойти в свой первый же питерский вечер? Конечно, на развод мостов! Да еще и не виданной для южан белой ночью. В нарушение всех и всяческих обыденных распорядков дня! Спать легли в три часа ночи, а в семь утра снова на ногах и в путь...

Наших юных земляков в поездке сопровождали заместитель директора краевого изомузея Ольга Бендюк и воспитатель детского дома из Надежды Нина Кривоносова.

- Конечно, для детей это был самый настоящий культурный шок, - рассказывает Ольга Бендюк. - Они ведь до этого и в Ставрополе-то никогда не были, а тут еще и Петербург! Следует отдать должное организаторам акции, представителям Союза музеев России: все было сделано не просто четко, но и очень тепло. Как с добрым другом встретились ребята с Борисом Андреевичем Столяровым, а потом у них в гостях в пансионе побывали опять же знакомые музыканты из Эрмитажного оркестра. Состоялось дружеское чаепитие, во время которого музыканты устроили детям импровизированный концерт. А каким душевным человеком оказался сопровождавший нас все дни фотограф, коренной петербуржец Сергей Лужковский! Он не ограничивался лишь фотосъемкой ребят и столько интересного порассказал о многих достопримечательностях города... Словом, все было продумано, от очень качественного питания до посещения также необычного для ребят спектакля студенческой театральной студии.

В этнографическом музее, который славится своими театрализованными представлениями для детей, фольклорные коллективы в яркой игровой форме знакомили ребят с жизнью разных регионов России. В этнографической школе ремесел им даже дали возможность попробовать себя в росписи по дереву... В Инженерном замке они, затаив дыхание, слушали «страшные» истории из жизни императора Павла Первого. В Выборгском средневековом замке, единственном в России, где проходят современные ристалища и театрализованные турниры, экскурсанты с удовольствием примерили рыцарские доспехи. В Петропавловской крепости с огромным вниманием разглядывали знаменитые казематы и невиданной красоты собор. Вечером на Дворцовой площади посмотрели эстрадный концерт.

Воспитатели поначалу опасались, как выдержат дети, в основном сельские ребята, напряженный ритм большого города. Оказалось, напрасно волновались. Энергия у юных путешественников била ключом, успевали не только налюбоваться-наслушаться про питерские чудеса, но и постоянно много общались друг с другом, все быстро освоились, сошлись и без устали рассказывали о себе, фотографировались вместе, прокатились и на водном трамвайчике, дивясь обилию рек и каналов Северной Венеции. То есть все проходило не скучно, разнообразно и чрезвычайно активно.

Немало было трогательных моментов в общении детей. Особенно запомнился Ольге Борисовне эпизод прощания на железнодорожном вокзале, куда все остальные пришли проводить ставропольцев, уезжавших раньше других. Калининградцы улетали самолетом, а потому принесли нашим выданный всем на дорогу набор продуктов: нас-то, сказали, и в самолете покормят, а вам на поезде долго ехать... И ведь никто их не принуждал. Просто услышали, как воспитатели между собой обсуждали вопрос питания.

Каждый увез с собой персональный альбом с фотографиями - на память. А еще сейчас ставропольские музейщики готовят диски с записями о путешествии, чтобы передать во все детские дома. И вместе с работниками краевого министерства образования, участвовавшего в акции в качестве соорганизатора, собираются издать все сочинения ребят (а не только работы победителей). Найдет в этом сборнике отражение и поездка ребят в Петербург.

- Сочинения все очень искренние! - говорит О. Бендюк. - Есть совсем коротенькие, но как эмоционально написаны. Сколько в них силы чувств, непосредственности, глубины!..

Не менее сильным потрясением, чем все музеи, стало для детей открытие... нашей большой страны. Пересекли всю Россию с юга на север, увидели иную природу, поражались деревянным домам средней полосы. В самом Питере неодобрительно поглядывали на тамошнюю молодежь, поведение которой расценили как слишком уж вольное (и ведь справедливо рассудили!). Но и это стало своего рода небольшой школой открывшейся им другой жизни. При том, что каждый из ребят, несмотря на юный возраст, успел пережить немало, у каждого - своя грустная история. Может быть, поэтому у них особенно острое ощущение всех сторон бытия - и прекрасных, и отвратительных?

Ребята, живущие в детском доме, - непростая, мягко говоря, «категория». Как правило, к жизни вне замкнутого пространства детдома неприспособленные, они привыкли, что им подсказывают, что делать, куда идти, как себя вести. Да, им стремятся создать благоприятные бытовые условия, но есть у этой медали и обратная сторона... Когда подросток (современный подросток!) впервые в жизни попадает в вагон поезда и масса кажущихся нам элементарными мелочей становится для него тоже открытием, а в чем-то - и еще одним шоком.

Поездка стала школой и для взрослых участников - сотрудников музеев. Как признается Ольга Бендюк, довелось испытать особое чувство ответственности за этих детей, хотелось дать им побольше. Правда, впечатлений поездка оставила столько, что спрашивать ребят - что больше понравилось, пока рано. Это потом, через какое-то время, вспоминая, они осознают всю важность произошедшего.

Извлекая свои уроки, музейщики всерьез думают об использовании этого опыта в дальнейшей работе. И уже делают конкретные шаги. Направили в детские дома края письма с информацией о музее и о том, что готовы принимать у себя детей бесплатно. Пока реакции никакой... Понятно, что работникам детских домов порой не до искусства, зарплаты маленькие, зато загруженность большая, но все же... И хотя спокойнее всего вести жизнь детского учреждения по заведенному порядку «накормил, помыл, спать уложил...», ой как надо ребятишкам хоть иногда вырываться из этого привычного, надежного, но все же очень узкого круга! Ведь им жить в этом огромном, неизведанном мире.