Конкурс с видом на Фемиду
История стартовала вместе с муниципальной реформой в крае. Выбрали, как положено, главу представительного органа – Совета района. После чего приступили к формированию власти исполнительной: объявили конкурс на замещение должности главы администрации. На первое заседание комиссии документы подали семеро претендентов, в том числе и действовавший в то время глава районной территориальной администрации Вячеслав Шамаев. Один из кандидатов на заседание не явился. Остальных тестировали, что называется, по полной: с каждым из соискателей, как того требует устав района, провели личное собеседование. Особое внимание обращали на знание социально-экономической ситуации в районе, интересовались планами по ее оздоровлению.
По результатам собеседования в финал вышли двое, как посчитали члены комиссии, наиболее достойные. В. Шамаева среди них не было. Лучшего выбрали голосованием. Но не успел победитель конкурса приступить к работе, как один из отсеянных кандидатов обратился в суд с требованием аннулировать итоги конкурса. Якобы комиссия не в полной мере оценила его деловые качества. Но главный аргумент - голосовали только по двум претендентам, в то время как закон требует аналогичной процедуры по каждому из конкурсантов, проходивших собеседование.
Суд счел доводы истца убедительными и обязал районный Совет провести новое заседание комиссии по выборам главы исполнительной власти муниципалитета.
«Продавленный» глава
Спустя примерно месяц комиссия собралась вновь, но в несколько ином составе: из девяти членов - четыре новеньких. Тем не менее секретарь (кстати, представлявший в комиссии краевую власть) настоял на том, что второй раз с кандидатами встречаться необязательно, мол, зачем терять время - с ними уже до нас беседовали. И предложил принять решение по документам, оставшимся с первого заседания.
По рассказам очевидцев, на все про все ушло не больше часа. Хотя на первом заседании, чтобы по достоинству оценить всех претендентов, понадобилось больше четырех. Зато на этот раз процедуру провели с соблюдением всех формальностей, как того требует устав района. В результате главой администрации района назвали В. Шамаева. Хотя на первом заседании комиссии, итоги которого отменил суд, по результатам личного собеседования он оказался в аутсайдерах. Однако это никого не смутило: с новым победителем конкурса заключили контракт.
По району сразу поползли слухи, что без вмешательства краевых властей в деле с пересмотром результатов конкурса не обошлось. Люди знающие и теперь поговаривают, что у правительства на то были свои резоны: якобы чиновники хотели видеть «у руля» именно В. Шамаева, с которым вполне сработались за последние несколько лет, пока тот возглавлял территориальную районную администрацию. Пересмотр итогов оказался очень кстати.
Впрочем, своей заинтересованности представители правительства (а по закону комиссия должна на треть быть «краевой») особо и не скрывали. По нашей информации, накануне второго заседания они якобы не раз встречались с остальными членами комиссии – депутатами Совета и откровенно «продавливали» кандидатуру В. Шамаева. Хотя многие были категорически против, поскольку видели на этой должности другого кандидата - с репутацией толкового, порядочного человека, знающего свое дело и проблемы района. Кстати, победившего по итогам первого конкурса. Но в конце концов, по всей видимости, административный ресурс взял верх.
По второму кругу
В чем же суть претензий прокуратуры Грачевского района? Согласно положению о проведении конкурса на замещение должности главы члены комиссии должны проводить личное собеседование с каждым из претендентов. Так было на первом заседании. Но не на втором. Комиссия № 2 соответственно не имела возможности объективно оценить деловые качества каждого из претендентов. На каком тогда основании было отдано предпочтение действующему главе? Кроме того, очевидно нарушение прав одного из семи претендентов, представившего документы на конкурс, но не явившегося на первое заседание (причина неизвестна). С ним собеседование не проводилось, а значит, судили о нем лишь по бумагам. Это также противоречит положению о конкурсе.
Грачевская прокуратура обратилась в районный суд, настаивая на нелегитимности главы. Но Фемида в удовлетворении иска отказала. И пошло-поехало: за каждым очередным отрицательным решением следовало обжалование в вышестоящей инстанции. Таким образом, после нескольких лет тяжбы дело дошло до Верховного суда, где истца поддержали коллеги из Генеральной прокуратуры. Высшая судебная инстанция вернула материал на новое рассмотрение в суд краевой, а тот в свою очередь отправил в районный. Последний в удовлетворении иска вновь отказал. А прокуратура еще раз обжаловала такое решение. Но на этот раз с просьбой: не направлять дело на новое рассмотрение, а вынести решение по существу, поставив тем самым в споре точку.
Краевой суд оставил решение коллег из районной инстанции без изменений. Дело пошло по второму кругу... Районная прокуратура с определением кассационной инстанции по-прежнему не согласна. Теперь осталось заручиться поддержкой коллег из прокуратуры краевой и обжаловать решение суда в Верховный. Но на все это понадобится время. А его уже немного: полномочия В. Шамаева истекают примерно через полгода.
Проблема в том, что ни один нормативный акт, регулирующий работу местного самоуправления, не оговаривает порядка повторного проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципалитета. Не ясно, например, надо ли было после отмены итогов предыдущего конкурса проводить его заново или можно ограничиться рассмотрением представленных ранее кандидатур, но уже с соблюдением всех процессуальных нюансов? По всей видимости, все заботы по устранению этого пробела законодатели решили возложить на правоприменителей. В конечном итоге - как суд решит. А суд вершится по кругу. На пользу ли экономике района такая неопределенность? Вопрос, впрочем, риторический.
Все дело в песке?
Что еще удивило в этом деле, так это повышенный общественный резонанс. Почти на всех судебных заседаниях присутствуют больше десятка местных жителей. И это несмотря на длинную «бороду»: процесс тянется третий год. «Грачевское дело» - также еще одно подтверждение «сырости» правовой основы проведенной в крае реформы местного самоуправления.
Казалось бы, скоро новый конкурс и, возможно, смена руководителя. Так почему столько шума?! Прокуратура, понятно, закон защищает. После стольких лет тяжбы довести дело до конца – вопрос принципа. А люди? Чего они волнуются?
Местные жители говорят, что устали от нынешней власти настолько, что терпеть уже не в силах. За три года работы в качестве руководителя территориальной администрации В. Шамаев показал себя, мягко говоря, не лучшим управленцем. Как пояснила Таисия Иванова, член инициативной группы из числа местных жителей, именно с конца 2001 года, с приходом «спорного» главы в местную власть, началось снижение основных социально-экономических показателей. Обанкротились многие сельхозпредприятия, в том числе некогда одно из образцовых в районе - «Грачевское». А ведь именно сельхозпроизводство дает основной доход аграрному району, уверяет Т. Иванова. Более-менее значимых промышленных предприятий здесь нет. Жить в районе становится все тяжелее.
На что же тогда делает ставку В. Шамаев? Есть версия, что на титанциркониевый песок, найденный в Бешпагире и сулящий краю баснословные прибыли. Но агропромышленный сектор района уже сегодня в упадке, вопрос же о разработке месторождения неизвестно, когда будет решен. Это подтвердил и и. о. вице-губернатора А. Воропаев на одной из недавних пресс-конференций. По его словам, должна состояться встреча главы края с руководством компании «Итера», выигравшей несколько лет назад конкурс на разработку Бешпагирского месторождения. Однако будущее района в сослагательном наклонении грачевцев не устраивает.
*****
Когда материал был готов, мы связались по телефону с В. Шамаевым в надежде услышать его точку зрения на явно затянувшееся судебное разбирательство. Но получить сколь-нибудь внятные комментарии нам так и не удалось. «Обращайтесь в прокуратуру», - посоветовал нам глава.