Музыкальную школу №1 Ставрополя по праву можно назвать первой сразу во многих отношениях. Прежде всего, благодаря возрасту, перешагнувшему уже целый век и одну пятилетку. Впечатляет также количество одаренных выпускников и преподавателей, занявших достойное место в музыкальной жизни Ставрополья и России в целом. Наконец, многие воплощенные проекты стали уже неотъемлемой частью культурной жизни города и края. Достаточно упомянуть знаменитые «музыкальные четверги», проходящие при неизменных аншлагах в органном зале. Кстати, именно они стали основной концертной площадкой для созданного в школе четыре года назад мужского хорового отделения. Это закономерно, поскольку репертуар хора строится преимущественно на классических и духовных произведениях.

Когда директор школы Николай Цепляев рискнул воплотить давно вынашиваемую им идею о возрождении знаменитого хора мальчиков при возглавляемом им учебном заведении, он прекрасно отдавал себе отчет, что это непростая затея. Со времени работы в школе хора под руководством Николая Зинченко миновал не один десяток лет, а люди старшего и среднего поколений до сих пор отдают должное славе удивительного детского коллектива, в составе которого постигали радость вокала более сотни мальчишек.

В 2003 году начать аналогичный проект с нуля означало для Н. Цепляева по доброй воле принять на себя новые организационные, кадровые и педагогические задачи.

– Вот мы говорим: почему нынешняя молодежь такая бездуховная, почему ее внутренний мир узок и примитивен? А я вам скажу, главная проблема – в родителях, которые не понимают значения эстетического воспитания, – объясняет Николай Яковлевич. – Поймите меня правильно, я обеими руками за спорт, языки и компьютеры. Но я против, когда упор делается лишь на этих предметах и как бы не замечаются проверенные веками ценности. Музыка среди них особенно важна, потому что целой массе полезных вещей вы можете научиться в любом возрасте, а музыкальные способности развить – только в детстве.

Если у ребенка есть слух и голос, а родители их не развивают, они лишают его того, что подарила природа. Наверное, не все способны увидеть, вернее, услышать эстетику в жутком пиликанье ребенка на скрипке или пианино. – А он не пиликает – он работает! И тем самым не только музыкальные навыки осваивает, но вкладывает в музыку свою энергию, интеллект, волю.

Статистикой доказано, что ученики музыкальных школ на порядок реже оказываются вовлеченными в плохие компании и криминальные истории, психологически легче справляются со сложными жизненными ситуациями. Почему? Ответ, по мнению Н. Цепляева, прост: основу музыки составляют труд и гармония. Они же создают фундамент для таких высоких понятий, как развитие, смысл жизни и даже счастье. Пусть «музыкальный ребенок» и не станет профи, но в душе он все равно сохранит эти надежные основы основ.

Чем сегодня «живет и дышит» мужское хоровое отделение в музыкальной школе? Конечно же, репетициями и выступлениями. С первых же дней открытия отделения на должность хормейстера приглашена Елена Кириллова, имеющая богатый стаж работы со взрослыми и детскими коллективами. Кстати, ее муж, заслуженный артист России Сергей Кириллов тоже вносит свою лепту в развитие хора. Четыре года назад Кирилловы провели многочисленные прослушивания детей. Приняли тридцать человек. Начали работать. Помимо вокала у ребят идут занятия по сольфеджио, музыкальной литературе, они осваивают игру на инструменте. По окончании пятилетнего курса им выдается соответствующий диплом.

Услышать ребят можно в основном в органном зале, причем, заметьте, вместе с профессионалами муниципального оркестра «Кантабиле» и со взрослыми вокалистами. Хотя, считает Н. Цепляев, хор мог бы выступать гораздо больше – петь в общеобразовательных школах, на городских площадках, участвовать в культурных мероприятиях городского и краевого масштаба. Тем более что в планах – увеличение набора на хоровое отделение, совершенствование репертуарной политики.

Каждое выступление ребят в органном зале имеет несомненный успех. Как правило, еще до начала программы по залу пробегает шепот: «А хор мальчиков будет? – Да! – Отлично!». Важно и то, что сюда приходит подготовленная публика – репертуар у мальчишек соответствующий: Бах, Рахманинов, Чайковский, Букстехуде, Франк, Рубинштейн... Кто-то скажет: но ведь это сложно для детей не старше 13 лет. И ошибется! На вопрос о любимых произведениях хористы без запинки отвечают:

– «Марш» Моцарта! – это Миша Хавронин.

– А я люблю «Фугу ре минор» Баха! – Алеша Нартов.

– «Мир проснулся, как ребенок» Лоры Квинт! «Горные вершины» Рубинштейна! И Sound the trumpet! – скороговоркой перечислил Максим Ротач.

– А мне очень нравится Перголези, восьмой номер кантаты «Stabat Mater». Там настроение хорошо передается, и голос звучит особенно красиво, – обстоятельно аргументировал свой выбор Давид Острянин.

Родители хористов оценивают коллектив уже со своей, взрослой точки зрения.

– Занятия в хоре дисциплинируют, – делится наблюдениями мама Славы Половянова – Марина Николаевна. – Кроме того – память развивают. А главное, сыну это, действительно, по-настоящему нравится.

Папа Алеши Нартова – Алексей Владимирович, оказывается, сам пел когда-то в хоре у Николая Зинченко. Как только узнал об открытии отделения, сразу привел сына.

– По себе знаю, что хор учит правилам поведения в коллективе, дает ощущение товарищества, или, как еще говорят, чувство локтя, – объясняет он. – Но самое главное – нравственное воспитание. Ребята здесь поют классику, духовную музыку. Такая музыка остается с человеком навсегда.

Мама Миши Хавронина, Евгения Алексеевна, поддерживает:

– Хор дает хорошее музыкальное образование. Здесь прививают музыкальную грамотность и вкус. Нам вот не удалось в свое время все это получить. Хотим обеспечить качественные знания сыну. Уверена, что в будущем они ему пригодятся.

Все – и родители, и хористы – убеждены, что атмосферой высокого профессионализма и, без преувеличения, уникальным репертуаром коллектив обязан Елене Кирилловой. Чуткая, талантливая, интеллигентная, светлой души человек – вот основные черты, которые единодушно отмечают в ней знающие ее люди. Сама же Елена Болеславовна считает себя строгим и в чем-то бескомпромиссным преподавателем.

– С неорганизованным и несобранным ребенком невозможно говорить о музыке, тем более о классической, и уж подавно – о концепции репертуара академического хора. С этого и начинаем: уметь собраться и сосредоточиться, – рассказывает она о своей работе. – В хор приходят не только одаренные. Важно, чтобы ребенок делал правильный выбор в искусстве, умел отличать «белое» от «черного», настоящее от наносного и нестоящего.

По поводу перспектив мальчиков-хористов в качестве профессиональных солистов педагог высказывается достаточно осторожно:

– С одной стороны, хоровое искусство в Ставрополе сегодня в тяжелой ситуации. В действующих коллективах мужская часть – это одни и те же люди, которые плавно переходят из одного хора в другой. Дефицит кадров, в первую очередь, молодых. Но все же будущее определяет сам человек, и какими ребята видят себя – не нам решать.