А хор мальчиков будет?
Когда директор школы Николай Цепляев рискнул воплотить давно вынашиваемую им идею о возрождении знаменитого хора мальчиков при возглавляемом им учебном заведении, он прекрасно отдавал себе отчет, что это непростая затея. Со времени работы в школе хора под руководством Николая Зинченко миновал не один десяток лет, а люди старшего и среднего поколений до сих пор отдают должное славе удивительного детского коллектива, в составе которого постигали радость вокала более сотни мальчишек.
В 2003 году начать аналогичный проект с нуля означало для Н. Цепляева по доброй воле принять на себя новые организационные, кадровые и педагогические задачи.
- Вот мы говорим: почему нынешняя молодежь такая бездуховная, почему ее внутренний мир узок и примитивен? А я вам скажу, главная проблема – в родителях, которые не понимают значения эстетического воспитания, - объясняет Николай Яковлевич. - Поймите меня правильно, я обеими руками за спорт, языки и компьютеры. Но я против, когда упор делается лишь на этих предметах и как бы не замечаются проверенные веками ценности. Музыка среди них особенно важна, потому что целой массе полезных вещей вы можете научиться в любом возрасте, а музыкальные способности развить - только в детстве.
Если у ребенка есть слух и голос, а родители их не развивают, они лишают его того, что подарила природа. Наверное, не все способны увидеть, вернее, услышать эстетику в жутком пиликанье ребенка на скрипке или пианино. - А он не пиликает – он работает! И тем самым не только музыкальные навыки осваивает, но вкладывает в музыку свою энергию, интеллект, волю.
Статистикой доказано, что ученики музыкальных школ на порядок реже оказываются вовлеченными в плохие компании и криминальные истории, психологически легче справляются со сложными жизненными ситуациями. Почему? Ответ, по мнению Н. Цепляева, прост: основу музыки составляют труд и гармония. Они же создают фундамент для таких высоких понятий, как развитие, смысл жизни и даже счастье. Пусть «музыкальный ребенок» и не станет профи, но в душе он все равно сохранит эти надежные основы основ.
Чем сегодня «живет и дышит» мужское хоровое отделение в музыкальной школе? Конечно же, репетициями и выступлениями. С первых же дней открытия отделения на должность хормейстера приглашена Елена Кириллова, имеющая богатый стаж работы со взрослыми и детскими коллективами. Кстати, ее муж, заслуженный артист России Сергей Кириллов тоже вносит свою лепту в развитие хора. Четыре года назад Кирилловы провели многочисленные прослушивания детей. Приняли тридцать человек. Начали работать. Помимо вокала у ребят идут занятия по сольфеджио, музыкальной литературе, они осваивают игру на инструменте. По окончании пятилетнего курса им выдается соответствующий диплом.
Услышать ребят можно в основном в органном зале, причем, заметьте, вместе с профессионалами муниципального оркестра «Кантабиле» и со взрослыми вокалистами. Хотя, считает Н. Цепляев, хор мог бы выступать гораздо больше – петь в общеобразовательных школах, на городских площадках, участвовать в культурных мероприятиях городского и краевого масштаба. Тем более что в планах - увеличение набора на хоровое отделение, совершенствование репертуарной политики.
Каждое выступление ребят в органном зале имеет несомненный успех. Как правило, еще до начала программы по залу пробегает шепот: «А хор мальчиков будет? – Да! - Отлично!». Важно и то, что сюда приходит подготовленная публика – репертуар у мальчишек соответствующий: Бах, Рахманинов, Чайковский, Букстехуде, Франк, Рубинштейн... Кто-то скажет: но ведь это сложно для детей не старше 13 лет. И ошибется! На вопрос о любимых произведениях хористы без запинки отвечают:
- «Марш» Моцарта! - это Миша Хавронин.
- А я люблю «Фугу ре минор» Баха! - Алеша Нартов.
- «Мир проснулся, как ребенок» Лоры Квинт! «Горные вершины» Рубинштейна! И Sound the trumpet! – скороговоркой перечислил Максим Ротач.
- А мне очень нравится Перголези, восьмой номер кантаты «Stabat Mater». Там настроение хорошо передается, и голос звучит особенно красиво, – обстоятельно аргументировал свой выбор Давид Острянин.
Родители хористов оценивают коллектив уже со своей, взрослой точки зрения.
- Занятия в хоре дисциплинируют, - делится наблюдениями мама Славы Половянова - Марина Николаевна. - Кроме того – память развивают. А главное, сыну это, действительно, по-настоящему нравится.
Папа Алеши Нартова - Алексей Владимирович, оказывается, сам пел когда-то в хоре у Николая Зинченко. Как только узнал об открытии отделения, сразу привел сына.
- По себе знаю, что хор учит правилам поведения в коллективе, дает ощущение товарищества, или, как еще говорят, чувство локтя, - объясняет он. - Но самое главное – нравственное воспитание. Ребята здесь поют классику, духовную музыку. Такая музыка остается с человеком навсегда.
Мама Миши Хавронина, Евгения Алексеевна, поддерживает:
- Хор дает хорошее музыкальное образование. Здесь прививают музыкальную грамотность и вкус. Нам вот не удалось в свое время все это получить. Хотим обеспечить качественные знания сыну. Уверена, что в будущем они ему пригодятся.
Все – и родители, и хористы – убеждены, что атмосферой высокого профессионализма и, без преувеличения, уникальным репертуаром коллектив обязан Елене Кирилловой. Чуткая, талантливая, интеллигентная, светлой души человек – вот основные черты, которые единодушно отмечают в ней знающие ее люди. Сама же Елена Болеславовна считает себя строгим и в чем-то бескомпромиссным преподавателем.
- С неорганизованным и несобранным ребенком невозможно говорить о музыке, тем более о классической, и уж подавно - о концепции репертуара академического хора. С этого и начинаем: уметь собраться и сосредоточиться, - рассказывает она о своей работе. - В хор приходят не только одаренные. Важно, чтобы ребенок делал правильный выбор в искусстве, умел отличать «белое» от «черного», настоящее от наносного и нестоящего.
По поводу перспектив мальчиков-хористов в качестве профессиональных солистов педагог высказывается достаточно осторожно:
- С одной стороны, хоровое искусство в Ставрополе сегодня в тяжелой ситуации. В действующих коллективах мужская часть - это одни и те же люди, которые плавно переходят из одного хора в другой. Дефицит кадров, в первую очередь, молодых. Но все же будущее определяет сам человек, и какими ребята видят себя – не нам решать.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
