Другой среди своих
продолжая тему "Убойная сила", "СП", 26.05.2007 г. Надо отметить, что за прошедшее после ЧП в краевом центре время неким объединяющим центром стал офис главного федерального инспектора. Здесь вчера и в минувшие выходные прошло около десятка совещаний. Обсуждали сложившуюся ситуацию руководители силовых структур, органов муниципальной власти краевого центра, диаспор Ставропольского края. В ряде совещаний приняли участие зам. полномочного представителя президента РФ в ЮФО Сулейман Вагапов, главный специалист департамента внешних связей администрации президента Чеченской Республики Шамиль Тужаев.
Вчера еще раз собрались руководители диаспор и правоохранительных структур. Главное, что тревожит всех, - попытки некоторых сил придать конфликту межнациональный характер. Хотя уже известны и подозреваемые, и потерпевшие, и свидетели. Никто из них, а допрошено более сорока человек, сказал зампрокурора края Василий Щербаков, не назвал причиной ЧП национальную подоплеку. И, по мнению Александра Коробейникова, «у нас достаточно правовых возможностей для наказания тех, кто виноват».
По информации зампрокурора края, два возбужденных уголовных дела – о беспорядках на территории Промышленного района, которые квалифицируются как хулиганство, и по умышленному причинению тяжкого вреда здоровью, повлекшему по неосторожности смерть потерпевшего, соединены в одно. Для того, «чтобы установить истину следственным путем». Двое подозреваемых уже арестованы. Сейчас главное – «восстановить истинную картину того дня», выйти на причину и не допустить ее повторения. Результатами «своих расследований» обещали поделиться с прокуратурой чеченская диаспора и Союз славянских общественных организаций Ставрополья. Первый заместитель начальника ГУВД по СК Владимир Еремченко готов общаться с представителями всех диаспор в режиме «реального времени», для чего снабдил всех присутствующих номером своего служебного телефона.
Собравшиеся были едины в том, что сейчас нужно не вспоминать старые обиды, не кричать о национальном конфликте (нелишнее доказательство его отсутствия – то, что в аппарат Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае каких-либо заявлений по этому ЧП не поступало), а выяснить, кто конкретно виноват и что нужно немедленно предпринять. Надо отметить, что многое уже сделано. Диаспоры собрали молодежь и провели с ней «разъяснительные беседы». Администрация Ставрополя организовала рейды по общежитиям, дискотекам...
И все-таки «национальная струя» существует хотя бы на уровне бытового восприятия происшедшего. Понятное дело, это кому-то выгодно. Может быть, кому-то из ста неправительственных организаций, действующих в крае, и, известно, откуда финансирующихся? Желание разыграть «национальную карту» реально ощущается.
Впрочем, уже не в первый раз, подчеркивалось на совещании. И весьма прискорбно, что на громкие слова о том, что «наших забижают», за так «ловится» легковерное молодое поколение всех национальностей. Пример – прошедшая вчера же на площади Ленина акция, которую провел руководитель Союза братских народов Кавказа Асхабали Алибеков, призывавший, как говорилось на совещании, «защитить чеченцев». Как заметил руководитель чеченской диаспоры на Ставрополье Рамзан Дадаханов, оценивший действо как провокацию, никто Алибекова об этом не просил.
Никто не спорит, в межнациональных отношениях на Ставрополье – не без проблем. За последние двадцать лет бывшие советские люди, прошедшие перестройки, перестрелки, нищету, унижения, превратились, и в краевом центре тоже, в сильных и крепких духом россиян. Их не может не раздражать поведение приезжих, которые явно богаче их и на основании этого пытающихся диктовать свои законы. Об этом говорили тоже. Очень эмоционально и убедительно - первый заместитель председателя ГДСК Михаил Кузьмин. Ответная реакция бывает тоже не вполне адекватной. Так что воспитывать не лучших представителей молодежи (а именно они участвовали в драке) нужно всем национальным объединениям.
Да, все мы россияне, все мы родились на Кавказе. Все мы свои – с похожими традициями, с похожим менталитетом. Но непохожего на нас соседа мы воспринимаем (почему, однако?) как другого. К чему это приводит, все уже увидели. А еще к недопониманию приводит недостаток информации, который особо остро ощущался в этой истории.