Не в коня корм, или Чем питается ЖКХ
За свой счет
Сразу отмечу, что единственный подъезд в упомянутой двух-этажке по Дзержинского, 223б, сейчас можно считать образцовым во всех отношениях. Однако какими силами (и прежде всего – финансовыми) это далось, знают только жильцы дома. А в десяти его квартирах проживают лишь пенсионеры. До недавнего времени дом находился в удручающем состоянии: за пятьдесят лет он не видел не то что капитального, но даже текущего ремонта. И действительно, в графах акта техсостояния двухэтажки, где должны быть обозначены даты последних ремонтных работ, по-банальному пусто.
Устав от того, что на их просьбы в ЖЭУ (а после в управляющей компании) чаще всего никак не реагировали, жильцы не стали ждать «у моря погоды» и решили «рулить» своим домишкой самостоятельно. Выбрав год назад непосредственное управление, пенсионеры первым делом приступили к ремонту жилья. В итоге обошелся он почти в тридцать тысяч рублей.
– Грустно, что в пенсионном возрасте мы оказались в таком положении. Хотим дожить свои годы достойно, – говорит хозяйка одной из квартир Галина Войнаровская. – Однозначно, за год мы сделали больше, чем ЖЭУ за полвека.
Однако с таким «наследством» мириться жильцы, как сами отмечают, не хотят из принципа. Полгода назад они подали в суд. От ЖЭУ-3 требуют следующего: возместить затраты, «доремонтировать» дом и компенсировать моральный ущерб.
– Представьте себе только то, что все это время весь дом находился в опасности, – комментирует требования Ольга Тараненко. – Электропроводка в подвале была выполнена по сгораемой поверхности. Была реальная угроза жизни, здоровью и имуществу. Это ли не моральный ущерб?
Пенсионеры решили отстоять свою правоту самостоятельно. И сейчас активно постигают «коммунальную грамоту»: изучают законы, следят за правительственными и думскими постановлениями, а также ведут переписку с различными ведомствами. Правда, пока заседания суда откладывались.
Я не я
«Ставропольская правда» («СП». 12.09.2006 г.) уже писала о том, что прецеденты, когда суд обязывает обслуживающую организацию, коими и являлись ЖЭУ и ЖРЭПы, включить ту или иную «плачевную» многоэтажку в список домов, требующих капитального ремонта, были. Вероятно, эта история может закончиться аналогично. Главный вопрос – будет ли в полной мере исполнено решение суда. Вполне может статься, что извечная присказка об отсутствии денег и здесь окажется актуальной.
Кроме того, в процессе предварительных слушаний дела открылся интересный нюанс. Ответчик упорно утверждает, что его как организации ныне не существует, а ООО «Управляющие компании» под номерами 3 и 4 якобы не являются правопреемниками…
– В то же время они признали иск, выставили своего представителя, на доверенности которому поставили печать МУП «ЖЭУ-3», там же расписался его директор. Разве это не является неопровержимым доказательством, что они есть? – задают вопрос жильцы.
Расценить это иначе как попытку ухода от ответственности сложно. И здесь есть несколько очевидных моментов. В распоряжении главы Ставрополя от января 2006 года читаем: деятельность нескольких ЖЭУ Промышленного района прекращается поэтапно и функции обслуживания жилищного фонда передаются (выделено мной. – Ю.Ю.) десяти ООО с названием «Управляющая компания». Это раз. Во-вторых, как утверждают юристы, пока ЖЭУ не ликвидированы, на них – полная ответственность за состояние «вверенных» им когда-то многоэтажек. Ведь хотя обязанность по проведению ремонта при передаче дома в управление собственникам жилых помещений в законе не прописана, правозащитники ссылаются на ФЗ «О защите прав потребителей». Специалисты управления Роспотребнадзора по СК, краевой прокуратуры подтвердили: в данном случае исполнитель откровенно нарушил сроки выполнения работ. А значит, граждане вправе через суд требовать восстановления справедливости.
Где деньги, Зин?
Уже признано, что запущенность жилого фонда стала одной из самых сложных проблем, с которой столкнулись власти практически во всех россий-ских городах. Открылось явное несовершенство Жилищного кодекса. Проблемы по приведению жилья в порядок, постепенно самоустраняясь, государство деликатно перекладывает на плечи самих граждан… Парадоксально? Потому возвращаемся к вопросу, обозначенному в начале публикации – куда все это время шли и ныне идут средства, проходящие по статье «Содержание и ремонт жилья»?
– Мы-то деньги всегда исправно платили. И у нас при рассылке квитанций не спрашивали, тянет ли такие суммы семейный бюджет, – справедливо возмущаются обитатели дома по Дзержинского, 223б.
И здесь еще одно противоречие. В одном из писем коммунальщики подчеркивают, что деньги от собственников жилья на капремонт перечислялись в комитет городского хозяйства. Мол, претензии должны быть адресованы туда. Однако ответ замглавы администрации Ставрополя К. Шишманиди переадресацию пресекает: с 2000 года дом «на капитальный ремонт не подавался».
– Стало быть, я не могу предъявлять претензии к комитету, – отмечает О. Тараненко. – А если управляющая компания не является правопреемником ЖЭУ, почему она без заключения договоров стала год назад автоматически собирать с нас деньги?..
В одном из запросов жильцы просили ЖЭУ-3 предоставить информацию, на что конкретно были потрачены их деньги. Оказалось, в основном на зарплаты... Правда, не указано, за что. Видимо, за безучастие, – сетуют жильцы, - да за редкий аварийный ремонт, и то с опозданием не в один год.
Вот, собственно, и вся история. Сюжет незамысловат и даже традиционен, а кульминация только ожидается. Зато это отличная иллюстрация того, к чему пришло наше жилищно-коммунальное хозяйство. И еще одно подтверждение общей растерянности: что с этим делать, машина по имени «государство» пока не знает. Все громче и чаще слышатся восклицания: почему отдельные люди теперь вдруг должны отвечать за ее ошибки, просчеты и недосмотры. А в это время пока все так же текут трубы и крыши, сыплется штукатурка в подъездах и растут тарифы на коммуналку…