00:00, 2 марта 2007 года

Придет ли в театр настоящая весна?

Трогательная история маленького бездомного Котенка (у него даже имени своего нет, потому что нет хозяина, который бы мог его как-то назвать), подружившегося с одиноко стоящим в парке Снеговиком, при всей непритязательности сюжета оказалась своего рода философской притчей о дружбе и верности. Ненавязчивый урок, представленный куклами. То, что кажется наивным и очевидным взрослым, для ребятишек, собранных в зале детского сада, стало еще и встречей с Искусством. Причем для многих наверняка – первой встречей, в силу их возраста. Кстати, главный герой спектакля Котенок тоже спешит на встречу «с чем-нибудь хорошим»... Так и эти малыши, ставшие на сорок минут зрителями. Всегда с огромным интересом слежу за детской аудиторией, поглощенной происходящим на сцене. Какие удивительные лица, какие бурные переживания! Наверное, актеры, движущие и озвучивающие кукольных героев, должны в эти минуты чувствовать себя настоящими волшебниками. Потому что благодаря им происходит Чудо: в детских душах рождается великое чувство сострадания. Научившись жалеть котенка (сначала – всего лишь котенка!), маленький человек становится немного взрослее, и этот бесценный опыт сострадания он уже не забудет никогда. Не устаю восхищаться творческой самоотверженностью актеров-кукольников: с каким вдохновением, с какой высокой профессиональной планкой отсчета они работают для малышей! Конечно, давно стала расхожей фраза о том, что для детей нужно играть так же хорошо, как для взрослых зрителей, и даже еще лучше. А попробуйте-ка ежедневно соответствовать такому вот девизу. Казалось бы, ну чего там они понимают, трех-пятилетние «театралы», им, главное, подать картинку поярче да песенкой сопроводить... Но театр настоящий – он для любого зрителя должен быть Театром. С кукольной сцены начинается приобщение человека к высоким традициям русского психологического театра, снискавшего себе мировую славу. Да-да, психологического театра! В котором и огненно-рыжий Котенок способен стать тем самым страдающим героем, которого зритель пожалеет, полюбит, запомнит. В спектакле великолепно справляется с этой задачей опытная актриса Любовь Щербакова, в ее руках кукла поистине оживает, обретает свой характер, свои черты, повадки, свою судьбу, наконец. Весьма колоритна мудрая, много повидавшая на веку и оттого скептически смотрящая на жизнь Ворона в исполнении Светланы Гниденко. Достойно ведут – в прямом и переносном смысле – своих героев артисты Мария Ефимцева (девочка Маша), Лада Свиридова (Ляля), Андрей Белозеров (Снеговик). Актерский ансамбль удачно подкреплен рабочей группой театра, подготовившей симпатичные декорации, продумавшей ту массу мелочей и деталей, из которых в конечном итоге и возникает собственно спектакль.

После представления захотелось познакомиться с начинающим режиссером - постановщиком. В ходе спектакля Наталья Ледовских тихонько сидела в дальнем уголке зала, наблюдая за работой коллег, за юной публикой. Оказалось, режиссура интересует Наталью давно, и поступление в престижный вуз – шаг отнюдь не случайный. Довольна ли своей первой работой?

- В общем-то, реакция детей была именно та, на какую мы рассчитывали. Только вот сегодня аудитория несколько перевозбужденная, но это иногда связано даже с... переменой погоды! В других детских садах, где мы показывали «Котенка...», ребятишки были более внимательны. Но, в принципе, мы нередко сталкиваемся с подобным, ведь дети все воспринимают обостренно.

История одинокого Котенка тронула Наталью на спектакле, который довелось посмотреть на фестивале кукольных театров в Перми. Почему-то запала в душу эта пьеса.

- Мы говорим здесь о дружбе, какая она бывает разная. О том, что нельзя вдруг взять и «подарить» кому-то своего друга, как дарит его девочка своей подружке на день рождения. Другой серьезный пласт – одиночество – словно продолжает первый: речь о том, как это вообще трудно – найти близкого друга – и как легко его потерять…

Неужели даже таких вот внешне беспечно-благополучных, жизнерадост-ных девчонок и мальчишек (а мы ведь, признаться, чаще всего видим детей в таком «ракурсе») уже могут волновать столь взрослые проблемы? Еще как могут! Пятилетний мальчуган не меньше большого дяди переживает свое одиночество. Атмосфера, царившая в зале во время спектакля, наглядное свидетельство того, насколько сильно детей все это затронуло. Некоторые малыши даже плакали...

- Они-то еще, быть может, не понимают, отчего плачут, просто чувствуют – какая-то потеря случилась – и реагируют на подсознательном уровне, - поясняет Н. Ледовских. - Знаете, в ходе репетиций у нас было много споров по поводу грустного финала. Но все же решили, что не всегда он должен быть безоблачным. Спросите у трех-четырехлетних, что они смотрят по телевизору – роботов, покемонов, обезьян и еще немало такого, что вообще-то гораздо страшнее… На самом деле в нашей сказке по большому счету ничего такого уж страшного не приключилось, наш Снеговик не таял прямо на глазах у зрителя. Просто друзья не узнали друг друга… Но детям важно научиться сопереживанию, сочувствию, взаимопониманию.

Закончился спектакль, воспитатели увели ребят по группам, тихо стало в зале. Только усталые кукольники продолжали работу, аккуратно складывая реквизит. Вот они озабоченно вы-глядывают в окно, за которым метет поздняя метель. Их ждет промерз-ший автобус, нагруженный декорациями… Не впервые наблюдаю этот процесс, и мне всегда становится жалко артистов, вынужденных заниматься перетаскиванием декораций, костюмов, кукол, перевозить все кукольное имущество с места на место. Проблема с ремонтом аварийного здания Театра кукол уже, что называется, навязла в зубах. И особых надежд на улучшение условий не предвидится. Тем не менее коллектив живет и работает. Благодаря таким преданным делу людям, как и Наталья Ледовских.

- Девятый год сознательно остаюсь в этом театре. Думаю, надежда на будущее нас и удерживает, при том, что многих приглашали на работу и в Москву, и в Санкт-Петербург, - говорит она. - Разумеется, спектакль очень страдает от таких походных условий. В стационарном помещении возможности творческие несопоставимы – и технически, и художественно.

А сколько теряет юная публика... Ведь в настоящем театре дети наверняка бы и чувствовали, и вели себя по-другому, ибо там сама атмосфера создает совершенно особое настроение. К тому же в театр дети могли бы прийти с родителями, а это совсем другое дело!

- Может быть, кинуть еще раз какой-то клич к властям и жителям края? - размышляет вслух Наталья Ледов-ских. - Смотришь: такие большие деньги вкладываются в разные объекты, значит, есть в крае потенциальные спонсоры. А ведь у богатых людей тоже есть дети. Неужели они не задумываются об их душах? Понастроили банков, открыли рестораны и торговые центры, а дети их воспитываются на чем? – на том же телевизоре… Театр без полнокровной сцены – это уже не совсем театр. Работать постоянно только в детских садах и школах – не выход.

В ответ на эти с горечью произносимые слова мне оставалось лишь согласно кивать головой, ибо что тут скажешь еще... В репертуаре театра кукол есть немало интересных работ, есть и неоднозначные спектакли, такие, которые дети должны смотреть со взрослыми! Чтобы потом вместе дома обсудить, разобраться, что ребенок понял, а что нет, что осталось в его душе. Сегодня этого не сделать, не будете же приводить родителей в детский сад, да там всем им и не поместиться. Не говоря уж о возможностях настоящей сцены, оснащенной соответствующей современной техникой и оборудованием... И этого тоже лишены ставропольские ребятишки, вынужденные видеть кукольный спектакль в том же практически виде, как это было лет эдак двадцать назад. Словно жизнь за эти годы не сдвинулась с места.

Что ждет театр дальше? Вот у Натальи Ледовских впереди пять лет учебы в вузе. Интересно, ну хотя бы ко времени получения ею диплома театр получит свой дом?.. Сейчас за окном согревает землю долгожданное солнышко, и природа, и люди радуются дыханию весны. Дождется ли своей весны театр? Кто ответит?