Осень патриарха
Заслуженный артист России Владимир Аллахвердов выходит на сцену Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю.Лермонтова пятьдесят лет. Дата приема на работу - 20 февраля 1957 года. Полвека, Бог ты мой, целая жизнь человеческая! За это время в российском театре сменилось столько эпох, произошло столько революций! Мальчишки из пьес Виктора Розова рубили мещанские полированные серванты шашками времен Граждан-ской войны; передовые рабочие Александра Гельмана боролись за экономическую целесообразность на заседаниях парткомов; потом пришли герои Николая Коляды, доживающие век на свалке; теперь на столичных сценах в моде спектакли с диалогами из интернетовских форумов... Провинциальный театр за переменами поспевает не всегда - порой хочется сказать, к счастью! - и все же Аллахвердов помнит и как помпезность постановок пятидесятых годов (уже прошлого века) сменилась голыми досками шестидесятых, и как в семидесятых на ставропольскую сцену прорвались полуопальные авторы Грушас и Рощин. Он был свидетелем того, как в краевой театр драмы приезжал играть Арбенина в «Маскараде» легендарный русский артист Михаил Царев; как после окончания столичного театрального вуза прослужил год на ставропольских подмостках не очень заметный в ту пору молодой актер Владимир Меньшов; как в Ставрополе ставил и оформлял спектакли впоследствии знаменитый телеведущий программы «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов... А уж с какими корифеями провинциальной сцены довелось ему играть в молодости! И скольких режиссеров он перевидал за полвека! Какие творческие взлеты и падения на его памяти... Я его застала на сцене в семидесятых, впервые увидела, кажется, в спектакле режиссера Валентина Ткача «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» по Пабло Неруде. Он там замечательно пел и играл на гитаре. Года два назад в театре был вечер «Поют драматические артисты». Аллахвердов вышел на авансцену с гитарой через плечо, оперся коленом о стул, рванул струны. И голос все тот же, и осаночка оттуда, из «Звезды и смерти Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года» - такое было полное название у едва ли не первого в краевом драмтеатре мюзикла.
Придя в театр сразу после начала хрущевской оттепели, Владимир Аллахвердов успел сыграть и розовского мальчика, борца с рутиной отцов, и молодого героя в инсценировке аксеновских «Коллег», повести по тем временам новаторской и судьбоносной; и стилягу Майкла из разоблачительной пьесы Нариньяни «Опасный возраст» (говорят, рок-н-ролл отплясывал - будь здоров!).
Но как-то быстро перешел на роли «благородных отцов». Ранняя ли седина тому причиной или человеческая основательность, идущая от родительской добропорядочной армянской семьи, где родственные связи святы и нерушимы, - но играть «отцов» режиссеры предлагали ему часто. Актеров с таким амплуа в театре называют еще «резонерами». Однако кем Аллахвердов никогда не был, так это резонером. Во-первых, взрывной южный темперамент, нервная, восприимчивая энергетика не позволяют. Во-вторых, заданность и одномерность амплуа ему не интересны. Бизнесмен Куфисель («Чао» Соважона), отец отбившейся от рук дочери, в его исполнении крутился в беличьем колесе деловых обязанностей так, что у зрителя в глазах рябило. Глава семейства Леонидо Папагатто («Моя профессия - сеньор из общества» Тарабузи) был и мошенник, и смешной чудак, и преданнейший муж и отец.
Есть работы из этого ряда, которые артист сделал, как в театре говорят, «на сопротивлении». Молодой немецкий режиссер Рёмер, поставивший в Ставрополе шиллеровские «Коварство и любовь», хотел, чтобы Миллер в исполнении В. Аллахвердова был человеком жестким и расчетливым. Даже на программке премьерного спектакля ему на прощание написал: «Помните, Миллер тоже рационален!» И все же в сцене, когда Миллер берет отступное за несчастье дочери, он у Аллахвердова страдает, пытается заглушить муки совести мыслями, что на эти деньги организует Луизе сценическую карьеру - словом, совсем без мук совести обойтись не может. И в этом важная сторона таланта юбиляра - его герои всегда знают, что есть добро и что есть зло, даже если черту преступают. За их чудачествами, эксцентричностью, нелепостью присутствует скрытая теплота любви, присущая самому артисту. Он своим героям всегда адвокат. Как писал забытый ныне советский поэт: «Я сам лучше брошусь под паровоз, чем брошу на рельсы героя!»
Потому его князь Пантиашвили в «Проделках Ханумы» Цагарели (постановка Валентина Бирюкова), состарившийся на пирушках фат, любитель вкусно поесть и выпить за чужой счет, вызывал в зале смех сочувственный. В конце концов, говорит сам Владимир Мнацаканович об этой своей работе, князь ведь никому ничего дурного не делает, это его все обманывают, обводят вокруг пальца - и свахи, и невесты, и собственный приказчик, и даже родной племянник. Однако сбить с толку окончательно, лишить природной веселости и горделивости не могут.
И здесь еще одна важная тема актера Аллахвердова. Сыгранные им персонажи часто грешны, слабы и беспомощны, но загнать их в жесткие рамки, причесать до конца среда не может. Все эти его чудаки, нелепые, даже опустившиеся люди сохраняют чувство собственного достоинства. Таков был в его исполнении эвенк Илья из спектакля «Валентина» по Александру Вампилову (режиссер Ахмат Байрамкулов). Большую часть действия Илья молча сидел на земле возле калитки, и в этом ясно виделось его будущее - старость без пенсии, под забором обманувшего его государства. Люди открыто называли его дураком, но он отказывался требовать через суд алименты с неблагодарной дочери и не судил никого - ни дочь, ни людей. Столько обреченности было в этом герое Аллахвердова, столько благородства и тихого достоинства! Горло перехватывало... Мне кажется, это лучшая его работа за последние годы. Чем больше актер на сцене скрывает, тем больше он говорит зрителю. Умеют это не многие...
А премьерах я обычно дарю Аллахвердову цветы за кулисами, на сцене он не позволяет. «Свои на сцену не выходят», - ворчливо говорит Владимир Мнацаканович. «Своей» я стала лет десять назад, когда пришла в краевое отделение Союза театральных деятелей, которое он возглавляет, брать интервью. В маленькую комнатку СТД то и дело забегали актеры и актрисы, из репетиционного зала по соседству доносилась музыка. Уходить не хотелось. Так я к СТД и прибилась...
Должность председателя Союза Аллахвердов занимает скоро уже двадцать лет, четырежды переизбирался. Доверяют ему, мне кажется, за безусловную порядочность. И еще потому, что весь свой темперамент кладет на то, чтобы сохранить вечную актерскую мечту о театре как о большой единой семье. Собственно, СТД (в прошлом ВТО - Всероссийское театральное общество) когда-то для того и создавался, чтобы попавшие в бедственное положение артисты могли, как в семье, получать помощь. В советские времена поддержка шла, по большей части, из Москвы; сейчас в театральной провинции с финансированием из центра, как водится, туго. Поэтому Ставрополь-ское отделение зарабатывает, как может, само: организует силами актеров краевых театров, а потом продает творческие вечера, обучает желающих граждан в школе ораторского искусства. Деньги идут на помощь ветеранам сцены и больным, на творческую учебу членов Союза в Москве, приглашение столичных театральных педагогов в Ставрополь, поездки на фестивали и т. д.
Дома актера в Ставрополе нет, поэтому комнатушка СТД в театре (по новому закону за ее аренду приходится платить и на это тоже зарабатывать) выполняет еще и функцию актерского клуба. Здесь обсуждают премьеры, сочиняют капустники, заходят поговорить о наболевшем.
Для Аллахвердова самое наболевшее - проблема российской режиссуры. Когда-то в каждом театре был главный режиссер, очередные да еще приезжих на постановки приглашали. Все это обеспечивало творческое воспитание труппы. Теперь поколение главрежей-корифеев по естественным причинам из театров почти ушло. Платят за эту работу копейки, а отвечать нужно за все разом, так что новых желающих немного. Зато режиссеры наловчились разъезжать по городам и весям и одну свою постановку тиражировать в разных театрах. Шесть недель - и спектакль на выходе. Актеру состоявшемуся оно, может, и ничего. Но молодых так не воспитаешь, им нужна вдумчивая школа, внимательное отслеживание их творческого роста, задачи на перспективу. Так, вздыхает Владимир Мнацаканович, и актеры повыведутся...
Ровно пятьдесят лет - полвека! - он поднимается по ступеням родного театра со служебного входа. Переиграл за это время по самому скромному счету тысяч пять спектаклей. Он самый старший актер в труппе, патриарх. (Но, думаю, рок-н-ролл при необходимости сплясать может!).
И как хорошо будет, если вслед за таким уникальным юбилеем театр предложит ему новую большую работу. Достойную звания народного артиста, которое давно присвоили ему зрители...

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
