00:00, 8 февраля 2007 года

Доброе утро, электорат!

Сонный минераловодский электорат был разбужен утром 29 января. В этот понедельник домохозяйки обнаружили в своих почтовых ящиках странные листовки. Судя по содержанию, автором листовок являлся один из кандидатов, но здравый смысл подсказывал народу, что это не так. В результате обсуждений «на лавочках» был вынесен вердикт: листовки распространили враги кандидата, подписавшись его именем. Одним словом, народу подложили… подлог.

Вечером того же дня на рядовых минераловодских налогоплательщиков высыпали еще партию листовок. На этот раз это были частушки, главными героями которых стали не только кандидаты в депутаты, но и едва ли не все руководители города и района. Каждой персоне был посвящен отдельный куплет.

Пока народ ухохатывался, местный избирком передавал анонимную печатную продукцию в правоохранительные органы, призывая пресечь и наказать. По закону.

Заметим, что накануне члены избирательной комиссии уже рассматривали претензию одного из кандидатов относительно того, что неизвестные залили краской его рекламный щит.

На такой разгул черного пиара немедленно отреагировали силовые структуры. И уже в четверг было созвано совещание под председательством минераловодского межрайонного прокурора, на котором присутствовали представители ФСБ, УВД, окружной избирательной комиссии, а также сами «виновники» - кандидаты в депутаты.

- На совещании разбирались вопросы законной выборной агитации, - рассказывает председатель местного избиркома Владимир Гусев. – Все кандидаты вы-сказались за справедливые выборы.

Между тем, уже сегодня совершенно очевидно, что борьба за минераловодских избирателей будет не борьбой реальных программ кандидатов, а борьбой пиар-технологий. Именно на это брошены все силы и средства. По нашим данным, в избирательных штабах кандидатов едва ли не круглосуточно работают пиарщики из Москвы, Ростова, Краснодара и, как это ни странно, даже из Кабардино–Балкарии.

По мнению аналитиков, это объективный процесс: с каждым годом растет количество кандидатов и размеры их бюджетов. Депутатский мандат становится все дороже - не в плане затрат на предвыборную кампанию, а в плане самоценности удостоверения. Снижая риски, кандидат приглашает проверенную команду, успокаивая себя тем, что застрахован от выбрасывания денег на ветер.

- Если в 1993 году народ можно было возбудить простой черно-белой листовкой, то сегодня достучаться до избирателей все труднее, - рассказывает политтехнолог, работающий в одном из избирательных штабов. - В своей избирательной кампании мы делаем ставку прежде всего на телерекламу. Но проблема упирается в то, что минута эфирного времени стоит очень дорого.

Вряд ли черный пиар стоит дороже, чем белый: придумывать пакости в стиле старухи Шапокляк гораздо легче, чем делать реальные дела и помогать простым людям. Впрочем, это, что называется, дело вкуса.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что выборы - это не в последнюю очередь шоу. Если избирателю будет скучно, на участок он может не прийти.

Выборы в Минводах скучными уже не назовешь. Будут ли потом разбирать в судах многочисленные скандалы, вопрос сложный. Как известно, победителей у нас не судят, а после выборов - тем более.