00:00, 27 декабря 2006 года

Инвалид, что болит?

Вопросы обсуждались, можно сказать, с трех сторон: правительственными чиновниками, работающими в отраслевых министерствах и ведомствах; лидерами наиболее влиятельных краевых общественных организаций; представителями научных кругов. В уходящем году наметилась довольно-таки четкая координация их совместных усилий. Немалые надежды, по словам заместителя министра труда и социальной защиты населения края В. Губанова, связываются уже с четвертой по счету целевой программой «Реабилитация инвалидов в Ставропольском крае» (рассчитанной в данном случае на 2007-2009 годы), на реализацию которой предусматривается 43 миллиона рублей.

Федеральный закон № 199 дал большие права регионам и позволил им значительно расширить перечень мероприятий по социальной интеграции инвалидов. Большое значение придается созданию и сохранению специальных рабочих мест для инвалидов; устранению строительно-архитектурных барьеров; инклюзивному образованию, то есть совместному обучению здоровых и инвалидов; совершенствованию организационных форм досуговой деятельности, причем не только в художественном творчестве, но и в развитии инвалидного спорта.

Хотя проблем еще много, заметил председатель краевой организации ВОС А. Донцов, в том числе, например, в обеспечении незрячих техническими средствами реабилитации, тем не менее хорошо, что в этой краевой программе большинство предложений членов ВОС учтено. Так же – и по другим общественным организациям.

К удовлетворению присутствующих, заместитель управляющего Ставропольским региональным отделением фонда социального страхования РФ В. Евтеев сообщил о том, что на следующий год складываются неплохие предпосылки в решении именно этого вопроса – в обеспечении инвалидов разных категорий техническими средствами реабилитации: во-первых, из федерального бюджета на эти цели выделяется больше средств; а во-вторых, нам в этом деле переданы функции государственного заказчика.

Сложнее обстоит ситуация с санаторно-курортным лечением, особенно если учесть, что в очереди на получение путевок 16 тысяч инвалидов, и едва ли она значительно убудет в связи с тем, что более половины из них отказались от социального пакета в натуральном виде: через полгода они могут переиграть свое решение и возобновить право на получение путевки. В любом случае процедура их выдачи станет максимально прозрачной: она будет осуществляться с привлечением руководителей общественных организаций инвалидов.

Председатель краевой организации ВОИ Б. Макрушин не разделил оптимизма других участников беседы:

- За последнее время положение инвалидов в крае, как и в целом по стране, резко ухудшилось. Такое впечатление, что между органами власти и МСЭ существует сговор: надо сделать все, чтобы инвалидов стало меньше. О какой трудовой реабилитации можно вести речь, если раньше на наших инвалидных предприятиях работали две тысячи человек, а сейчас уже и производств этих нет. И о какой адресной помощи можно рассуждать, если, например, в Пятигорске офис общества инвалидов находится в подвальном помещении и нет денег даже на его отопление. Инвалиды плохо проинформированы о своих правах? Но ведь далеко не у каждого есть возможность оформить подписку на то или иное издание. Я предлагаю восстановить выпуск газеты для инвалидов.

Участники круглого стола согласились с Борисом Федоровичем в том, что в этом плане было бы кстати и издание различных брошюр, карманных справочников. Нужны, наверное, и тематические передачи на телевидении.

Но не все зависит только лишь от края. По сообщению начальника отдела реабилитации инвалидов минтруда и соцзащиты населения А. Гайдукова, хотя правительство РФ не отказывается от своих ранее принятых обязательств по обеспечению участников войны и инвалидов спецавтотранспортом, и даже более того, в 2006 году краю было выделено 322 автомашины (в 2005 – лишь 185), тем не менее очередь движется крайне медленно: сейчас в ней 3813 инвалидов и участников войны.

Руководитель ставропольской городской общественной организации инвалидов «Вольница» Г. Маковкина считает, что надо быстрее переходить на инклюзивное образование. Она уверена в том, что хотя детям-инвалидам, включенным в обычные школы, и требуется дополнительная поддержка, но эффект от такого обучения неизмерим с этими затратами. Галина Викторовна подчеркнула также необходимость открытия в Ставрополе центра дневного пребывания детей с тяжелыми нарушениями: это дало бы их мамам возможность заняться трудоустройством.

Что же касается безбарьерной среды обитания, то в сравнении с другими регионами наши дела тут, оказывается, не так уж и плохи. По крайней мере, по оборудованию зданий и других объектов для того, чтобы ими могли нормально пользоваться инвалиды, в том числе и колясочники, Ставрополье превосходит средний показатель по стране. Министерству труда и соцзащиты населения удалось принять решение, которое позволяет ему теперь добиваться от строителей соответствия вводимых объектов требованиям доступности. Зачинателем этой работы выступил Ставрополь, но она активно разворачивается и на Кавказских Минеральных Водах, и во многих городах и райцентрах.

Ставрополь отличился и в другом плане: он начал работу по переселению инвалидов с верхних этажей на нижние. Эти сделки, связанные с продажей одной квартиры и покупкой другой, люди собственно совершают сами, но для полной гарантии во избежание обмана и мошенничества – под контролем городских служб соцзащиты. Этот опыт предполагается в 2007 году распространить и в других городах.

- Вообще в вопросах градостроения, в той части, что касается доступности и приемлемости этих объектов для маломобильных категорий населения, - считает главный архитектор края Ю. Расходов, - далеко нелишне «повышать роль кадров». Имеются в виду прежде всего руководители муниципальных администраций и органов местного самоуправления. Нужно проводить для них учебу или стажировку. Ведь их права и полномочия повышены, а как ими пользоваться, знают не все.

- Нам, конечно, еще очень далеко даже до среднеевропейского образца, - сказал руководитель ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» В. Фириченков. – Но все-таки очевидно, что реабилитация инвалидов приобретает более комплексный системный характер.

При этом Виталий Алексеевич поделился мыслью о таком парадоксе. С 1 марта текущего года нормативные документы обязывают органы МСЭ для каждого человека, признанного инвалидом, разрабатывать индивидуальную программу реабилитации. Но что мы видим? Треть инвалидов официально отказываются от ее получения, а стало быть, и от реабилитации. Видимо, краевые общества инвалидов тоже должны пропагандировать необходимость получения этой программы. Ведь отказ от нее освобождает тем самым и государственные учреждения от каких-либо обязательств. Да, люди боятся потерять статус инвалида. Хотя наблюдения показывают: примерно половине инвалидов можно восстановить нормальный социальный статус гражданина, если, конечно, заниматься реабилитацией. Тут уж многое зависит от них самих…