Тихий ужас
Обсуждались экологические проблемы. В последнее время тенденция такова, что состояние окружающей среды лучше не становится, между тем как антропогенная нагрузка растет с каждым годом. Не случайно экологические проблемы названы в числе глобальных и напрямую связаны с вопросами национальной безопасности.
Выступивший на заседании совбеза министр природных ресурсов и охраны окружающей среды СК Николай Панасенко определил круг первоочередных вопросов. С каждым годом растет объем выбросов в воздух вредных веществ. Одна из причин – увеличение автомобильного парка в крае: «на совести» транспорта лежит свыше 80 процентов вредоносных выбросов. Однако с развитием промышленности все больший урон природе наносят предприятия, на которых оборудование устарело и не отвечает современным требованиям экологической безопасности. Наиболее сложная ситуация - в Изобильненском, Нефтекумском районах, Буденновске, Невинномысске, Ставрополе.
Качество воды на Ставрополье тоже оставляет желать лучшего, хотя по сравнению со многими другими регионами России у нас ситуация с водными ресурсами сносная. Тем не менее халатное отношение к выбросам в реки сточных вод может привести к непоправимым последствиям. И опять-таки проблема в том, что очистные сооружения во многих населенных пунктах края обветшали и морально устарели.
Николай Панасенко заострил внимание и на паводках. Ставрополье входит в пятерку наиболее паводкоопасных российских регионов. Но для того, чтобы обезопасить население, жилье, промышленные предприятия и инфраструктуру городов и районов края от разгула водной стихии, необходимо строительство гидротехнических сооружений.
Настоящий бич края – свалки. Главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю Александр Коробейников назвал эту проблему в числе наиболее остро стоящих на сегодняшний день. И касается это не только количества несанкционированных свалок (а их не одна тысяча), но и вполне законных полигонов. Только 13 процентов из них находятся в относительном порядке. На остальных же повсеместно нарушаются различные нормы природоохранного законодательства. «Тихий ужас», - так в целом охарактеризовал ситуацию с утилизацией отходов Александр Черногоров.
Серьезную озабоченность вызывает и ситуация в Лермонтове. Финансирование работ по реабилитации объектов бывшего уранового производства прекращено. По словам выступившего на заседании совбеза руководителя управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по СК Александра Казначеева, последствия могут оказаться плачевными. Причем не только для жителей этого курортного города, но и для всего региона КМВ, и, если федеральный центр откажет в помощи и финансовой поддержке, край не сможет выдюжить своими силами.
Тем не менее Николай Панасенко отметил, что многие экологические проблемы в крае все же решаются, правда, не столь быстро, как хочется, поскольку федеральное природоохранное законодательство пока «нестабильно» и изменчиво. Появилась возможность реального воздействия на «природовредителей». Основное наказание – рублем. Так, в прошлом году нарушители природоохранного законодательства заплатили в казну около миллиона рублей.
На заседании совбеза обсудили также вопросы, касающиеся социальной поддержки военнослужащих и семей погибших при выполнении служебно-боевых задач. По сведениям органов соцзащиты населения СК, на воинском учете на Ставрополье состоят 22369 офицеров и прапорщиков, уволенных с военной службы в запас, из них почти 13 тысяч имеют право на получение пенсии. С августа 1999 года в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе погибли 228 воинов-ставропольцев. Их семьям из краевого бюджета была выплачена единовременная помощь по 10 тысяч рублей. Не забывает край и о тех, кто получил инвалидность во время службы в районах боевых действий. 178 инвалидов военной службы получают прибавку к пенсии – 500 рублей ежемесячно. Однако проблем и здесь немало. Жилья для уволенных в запас военнослужащих не хватает катастрофически. В настоящее время в очереди на получение заветных квадратных метров стоят свыше 1200 семей.