Вернись, токарь
- Удивляться тут нечему, - заметил заведующий Михайловским филиалом Ставропольского государственного политехнического колледжа Владислав Кагарлицкий, с которым я поделился этой полуанекдотической историей, - рабочих-профессионалов сейчас по всей стране днем с огнем ищут. Востребованы даже те, кому за пятьдесят. А кто придет им на смену?
Вопрос отнюдь не риторический. В начале постсоветской эпохи ни государство, ни нарождавшиеся частные владельцы предприятий о подготовке рабочих кадров практически не заботились. Рыночная экономика в головах большинства государственных мужей почему-то ассоциировалась с понятием «купи-продай». Вот и наплодили сотни тысяч менеджеров, юристов, экономистов, которых на рынке труда сейчас пруд пруди. Толкового инженера отыскать сложно. А слесарей-лекальщиков на всю страну, наверное, десятка два наберется. Словом, имеем то, что имеем: на одного работника, занятого в производственной сфере, приходится три управленца.
Правда, государство вроде бы начинает поворачиваться лицом к профессионально-техническому образованию: на следующий год в бюджете на подготовку рабочих, техников, других специалистов среднего звена из федерального бюджета планируется выделить более трех с половиной миллиардов рублей. Цифра внушительная. Но, наверное, еще столько же (если не больше) потребуется на то, чтобы поднять авторитет рабочих профессий. Нынче родители даже ниже чем среднего достатка из кожи вон лезут, чтобы обязательно дать своим чадам высшее образование. Какое? Не суть важно. Главное, чтобы «не хуже других».
В том же Михайловском филиале политехнического колледжа, по словам Кагарлицкого, учатся в основном «подранки»: сироты, социальные сироты или дети из малообеспеченных семей. Большинство из них пойти в ПТУ (не будем пренебрегать этим названием) нужда заставила. Заведующий с горечью говорит о парнишке, который ежедневно ездит из Рыздвяного в шпаковский райцентр на поезде. В трико и стоптанных кедах. Предлагали ему в общежитии поселиться. А тот в ответ: мол, маме надо помогать с коровой управляться…
А ведь было время, когда пэтэушников снабжали формой. Не только спецовками, но и парадными костюмами. И носили ребята эту форму с гордостью. Она как бы приобщала их к избранным профессиям. Неужто ныне государство обеднеет, если оденет за свой счет рабочую смену? Ладно, это все эмоции. Как говорят, ближе к делу.
Михайловскому ПТУ тридцать три года. Готовят здесь автомехаников, водителей автомобилей (категории В, С), поваров-кондитеров, газоэлектросварщиков, мастеров-строителей. На нынешний день в колледже учатся более трехсот шестидесяти парней и девушек (от пятнадцати до восемнадцати лет). Конкурса, к сожалению, пока нет: принимают всех желающих.
Контингент особый. Здесь и таланты от педагогов требуются особые. И от тех, кто ведет общеобразовательные дисциплины, и от мастеров профессионального обучения. Дети и так обижены судьбой. Злое слово, окрики просто неуместны. Особый такт требуется.
Лучших преподавателей Владислав Кагарлицкий назвать отказался: у нас, мол, все лучшие, другие в профобразовании не задерживаются. Но об успехах и проблемах говорил горячо и охотно. Дескать, у нас в крае к ПТУ повернулись лицом гораздо раньше, чем во всей России. С тех пор как Алла Золотухина была назначена министром образования, она взяла под личный контроль финансирование учебных заведений, где готовят специалистов производственной сферы. Компьютерные классы в филиале политехнического колледжа появились не без ее участия. И парк машин для обучения тоже значительно обновился. И питание бесплатное для всех учащихся налажено.
Кстати, содержание учреждений начального и среднего профессионального образования обходится казне во много раз дешевле, чем обеспечение вузов. Здесь и ремонтные работы ведутся силами учеников и мастеров, и вкусные обеды (сам пробовал) готовят будущие повара-кондитеры, и дворников не надо нанимать – ребята сами справляются с уборкой территории.
Только вот выгонять токаря-алкоголика в упомянутом в начале публикации сельхозпред-приятии пусть не торопятся: не готовят пока в политехническом колледже специалистов по металлообработке. Завуч Мунавар Семичева говорит, что когда один из нынешних депутатов Госдумы края баллотировался на первый срок, то обещал, что снабдит ПТУ токарными и фрезерными станками, а возможно, и преподавателей предоставит. Запамятовал, видимо. Хотя на возглавляемом этим депутатом крупном предприятии Ставрополя большинство токарей предпенсионного возраста. Где кадры будет брать?
А вот выпускник училища Вячеслав Клеша (он крупную ремонтно-строительную фирму возглавляет) вышел на Владислава Кагарлицкого с совершенно конкретным предложением: давайте, мол, заключим договор о подготовке уникальных мастеров-строителей. Брать с улицы и учить самому – накладно получается. Лучше ваших специалистов производственного обучения на переподготовку в Москву отправлю. А они пусть свой опыт мальчишкам передают. Те у меня на фирме бедствовать не будут. Задумка стоящая.
Есть у Владислава Кагарлицкого и еще одна идея. Ее подсказал председатель совета директоров колледжей края Василий Хорин: мол, пришла пора фермеров готовить. Нет, не трактористов – специалистов широкого профиля. Чтобы человек, взявшийся хозяйствовать на земле, знал и агрономию, и ветеринарию, и технику самую современную. В управляемый компьютером агрегат нынешнего механизатора не посадишь, а за каждой прививкой к ветврачу не набегаешься…
Идея вполне осуществимая: администрация Шпаковского района обещала способствовать передаче филиалу колледжа более сотни гектаров казачьих земель. С техникой пока проблема. Но тут краевая ассоциация крестьянских и фермерских хозяйств могла бы посодействовать. Или немцев с американцами будем приглашать работать на нашей земле?
Планы, конечно, хорошие. И осуществимые. Если власти (как центральные, так и местные) всерьез заинтересованы в развитии производственного сектора. Времена «купи-продай» вроде уходят…