«Дорожная карта» чиновника
Обучение сотрудников кадровых служб правительств республик, краев и областей Юга России по курсу «Новые технологии конкурсного отбора и оценки государственных служащих: опыт российских регионов» было организовано академией госслужбы совместно с аппаратом полпреда президента РФ в ЮФО, Всемирным банком, правительством СК и другими структурами, заинтересованными в реализации административной реформы в России.
С большим интересом участники семинара слушали выступление заместителя директора Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития РФ Виктора Козбаненко. А все потому, что этот федеральный чиновник, по его собственному определению, не стал прятать голову в песок, а открыто и без прикрас говорил о проблемах, которые пока мешают в полном объеме реализовать закон о конкурсном отборе на гражданскую службу.
Прежде всего, это отсутствие должностных регламентов. Чтобы претендовать на ту или иную должность, человеку надо знать, каким квалификационным требованиям он должен соответствовать. Должностной регламент В. Козбаненко назвал своего рода «дорожной картой» госслужбы. Помимо ориентира для конкурсного отбора, он поможет служащему четко разобраться в своих правах и обязанностях, ограничит произвол руководителя, а также позволит каждому гражданину России узнать, какие именно функции обязан выполнять данный чиновник. Однако принятие должностных регламентов затянулось. Кроме того, их еще должен утвердить работодатель.
Другая причина, почему конкурсный отбор так трудно приживается, – низкий престиж младших должностей гражданской госслужбы. Да и заработная плата здесь значительно меньше, чем в бизнесе и производственном секторе. Поэтому зачастую претендентов для участия в конкурсе просто нет.
Редко проводятся конкурсы и на замещение старших гражданских должностей, хотя желающих занять эти места предостаточно, в том числе и среди бизнесменов. Но тут, как отметил докладчик, ситуация иная. Без санкции руководителя провести конкурсный отбор на должности, которые имеют к нему прямое отношение, практически невозможно. Более того, каждый новый министр, как правило, приходит со своей командой заместителей. У тех – своя команда председателей комитетов и начальников отделов. И вот уже вся «поляна» занята. Если же этих руководителей все-таки заставить провести конкурс, то они всегда смогут предъявить такие требования к претендентам, что пройдет отбор именно тот, кого выбрал руководитель. То есть конкурс превратится в фикцию. И чем выше иерархия должностей, тем труднее проводить отбор.
- Я не представляю, например, как можно провести конкурс на замещение должности помощника президента России, - признался В. Козбаненко.
Хотя требование об обязательном конкурсном отборе на гражданскую службу существует, зам. директора профильного департамента Минздравсоцразвития сказал, что еще не было ни одного судебного разбирательства по иску о назначении на должность федерального чиновника без соответствующего конкурса. Он также сообщил, что сейчас в министерстве готовят поправки, которые позволят проводить конкурс на замещение должностей на гражданской госслужбе не в обязательном порядке, а по мере необходимости.
Тем не менее, поделились участники семинара, во многих регионах Юга России конкурсы проходят, и достаточно успешно. В частности, докладом о том, как идет реформа государственной службы в Ставропольском крае и как проходит конкурсный отбор служащих, выступил зав. отделом госслужбы правительства СК О. Тихенький. Хотя на Ставрополье реформа продвигается быстрее, чем во многих других регионах Юга России, здесь также очень много вопросов, особенно в части согласования регионального законодательства с федеральным. О. Тихенький выразил пожелание, которое поддержали его коллеги: раз уж центр начал реформу, то он должен хотя бы на уровне федеральных округов координировать ее ход в республиках, краях и областях. Пока же в регионах зачастую приходится действовать по собственному разумению, на свой страх и риск.