00:00, 31 октября 2006 года

Привет от Миши Бальзаминова!

Родился Сергей Потапенко в середине прошлого века, и принято было тогда у школьников летние каникулы проводить в местном колхозе. Вроде как и деньжат немного подзаработать, родителям пользу от себя продемонстрировать, и вообще – веселее там, интереснее, чем по улице без дела слоняться. Днем мальчишки на току зерно лопатят, а вечером – добровольно во вторую смену – лошадей пасут. Только это не работа уже была, а самое настоящее удовольствие. Можно и верхом прокатиться с разрешения конюха, и погладить, и хлебной корочкой любимца своего угостить.

Кони, как люди, характер у каждого свой: норовистые есть и покладистые, и горячие, и с ленцой. И между собой отношения нередко выясняют. Лошадь – она ведь не только для воина ноги и крылья, она также поэтов, художников и скульпторов вдохновение. Полководец Александр Македонский в честь своего верного Буцефала даже город назвал.

А до чего тонкий у лошади слух – она улавливает малейшие звуки и шорохи, которые человек вообще не воспринимает. Потому и уши у нее, как локаторы, – постоянно в движении. И осязание у этого животного тоже на зависть, наиболее чуткие у него губы и копыта, поэтому истинная правда то, что лошади видят дорогу ногами. А еще мало кто может сравниться с ней тонкостью обоняния.

С детства удивлялся Сергей, когда наблюдал такую картину. Становятся лошади рядышком и похлестывают хвостами друг друга по шее - таким образом они от комаров, слепней и мух отбиваются. От родителей доводилось слышать рассказы и о том, как те в случае опасности охраняют своих жеребят. Например, при нападении волков взрослые кони собирают молодняк в центр и образуют вокруг него кольцо. При необходимости жеребец даже может отчаянно броситься на врага, рискуя собственной жизнью.

Вот к таким благородным животным всей душой прикипел Сергей. И вполне ему понятно, почему древние цари и фараоны традиционно начинали официальные письма друг к другу примерно так: «Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим коням».

Сергею Потапенко повезло: служить срочную ему довелось в 11-м отдельном кавалерийском полку, да еще при киностудии «Мосфильм». Их часто снимали в массовке, причем солдаты даже не успевали запомнить, как называется фильм, тем более от рабочего его названия к моменту выхода на большой экран могло не остаться и следа. А в праздники, когда их духовой оркестр проезжал на лошадях по Кутузовскому проспекту, казалось, поглазеть на них сбегалось пол-Москвы.

-Вот это были ощущения, - улыбается рассказчик, - радость, гордость - будто ты летишь над землей.

После армии работал он на железнодорожной станции «Светлоград», потом, в смутные уже времена, попробовал заняться свиноводством. Но не получилось из него нового русского, не сумел развернуться, как другие. Однако на жизнь не жалуется. Хозяйство с женой кой-какое держат, для души вот придумал на фаэтоне горожан катать. Коня он купил, конечно, не только для забавы: сено косить на нем ездит, другие работы по хозяйству выполняет. Что интересно, Буян, как и все лошади, после напряженной работы в любое время года старается поваляться на земле несколько минут. Таким образом он как бы делает гимнастику, чтобы восстановить кровообращение. А вообще-то при необходимости лошади сами себя лечат: трутся больным местом о различные предметы, массируют его губами, зубами, ногами. После долгого отдыха обязательно проводят своеобразную разминку - потягиваются, подрагивают кожей, делают глубокие вдохи.

Перед выходными Сергей устраивает мерину банный день: любимым шампунем с ног до головы его намыливает, бальзамом ополаскивает, чтоб назавтра в полном параде был. Детвора и пожилые люди в восторг приходят от того, что в старинном экипаже прокатятся. Молоденькие барышни романтического склада тоже любят фотографироваться в фаэтоне.

Да, самое время рассказать историю этого необычного средства передвижения. В восьмидесятых годах председатель одного из прославленных ставропольских колхозов был на ВДНХ, животных своих возил. В столице каким-то образом познакомился с работниками «Мосфильма», ну и купил у них точную копию фаэтона XIX века. Говорят, именно на нем разъезжали во время съемок фильма «Женитьба Бальзаминова» Г. Вицин и Н. Мордюкова.

… Вот такой знаменитый «мосфильмовский» экспонат попал на одну из конеферм Ставрополья. Долгое время служил он предметом гордости колхозников и его председателя. А потом не стало ни табуна, ни колхоза. Волею случая светлоградский фермер Сергей Потапенко оказался обладателем фаэтона. Конечно, ему требовался серьезный ремонт, который он мог доверить только самому лучшему мастеру – есть такой в городе, Владимир Переверзев - кстати, кум Сергея. Тот выполнил заказ для друга в лучшем виде, в чем любой желающий теперь может убедиться лично.