00:00, 31 октября 2006 года

Как потопаешь, так и полопаешь

Как сказал полпред Дмитрий Козак, надо создать такие принципы выделения федеральных денег регионам, чтобы этот процесс не зависел от лоббистских возможностей их руководителей. И это совершенно верно. По замыслу команды полпреда в ЮФО, новая система распределения ассигнований должна основываться на показателях социально-экономического развития. Плюс возможно создать целевые фонды, из которых будут «премировать» территории, достигшие наибольших результатов.

Надо сказать, что в бюджетной политике мы уже начали двигаться в этом направлении. Однако понимаем, что система новых подходов, направленных на усиление стимулов по увеличению доходной базы региональных бюджетов, до конца не срабатывает. Распределение финансовой помощи регионам пока не обеспечивает снижение дифференциации в их развитии и не приводит к сокращению дотационных территорий. Так что систему надо совершенствовать.

- А каковы размеры общей помощи регионам из федерального бюджета?

- Федеральная финансовая помощь бюджетам ЮФО составляет в текущем году 79,8 млрд. рублей, а на будущий год запланирована в 95 млрд. рублей.

В целом по России межбюджетные трансферты в следующем году прогнозируются в размере почти 500 млрд. рублей, из них регионам Юга России будет выделено 117,3 млрд. рублей, или 23 процента от общей суммы. Это значительное увеличение казенной поддержки по сравнению с нынешним годом. Причем наибольший рост субсидий предусмотрен по Краснодарскому и Ставропольскому краям, Кабардино-Балкарии, Астраханской и Ростовской областям. Там, по мнению аналитиков, достигнуто наиболее высокое качество жизни людей по сравнению с другими регионами юга России.

- Каким направлениям, с вашей точки зрения, особенно необходима бюджетная поддержка?

- В следующем году в два раза (до 9 млрд. рублей) вырастет объем финансирования строительства и модернизации дорог общего пользования по регионам ЮФО. Разумеется, учитывается повышенная потребность в этом крупных городов: скажем, по миллиарду планируется направить только на прокладку дорог в Ростове-на-Дону и Волгограде.

Увеличено будет и финансирование программы «Юг России» – до 4,9 млрд. рублей. Планируется использовать только средства федерального бюджета, без привлечения средств регионов и внебюджетных источников.

- Как в целом вы оцениваете федеральную финансовую поддержку южных регионов?

- На Юге страны созданы благоприятные условия для расширения собственной налоговой базы регионов и освоения капитальных вложений, ликвидирована кредиторская задолженность по заработной плате. Но это не означает, что система оптимальна.

Считаем, что в дальнейшем при распределении межбюджетных трансфертов необходимо отказаться от «подушевого» принципа и перейти к показателям, характеризующим рост налогового потенциала, развитие социальной инфраструктуры, увеличение темпов роста капвложений и других реальных критериев развития региона. Необходимо также завершить создание реестра расходных полномочий для всех уровней бюджетной системы.

- А поднимались ли вопросы, связанные с реформой местного самоуправления? Ведь это традиционно болезненная точка в региональной политике.

- Реализация муниципальной реформы вызывает большие опасения. Практически во всех субъектах доходов местных бюджетов явно не хватает на то, чтобы покрыть расходы на модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, содержание и строительство дорог, других объектов социальной и инженерной инфраструктуры. В 2007 году поступления местных налогов прогнозируются в размере всего 5 процентов от общей суммы доходов местных бюджетов.

Необеспеченность субъектов и муниципальных образований собственными доходными источниками является реальным препятствием их социально-экономического развития. В этой связи необходимо разработать и осуществить комплекс мер, связанных с повышением уровня налоговых доходов регионов и муниципальных образований.

- Например, что можно сделать в сфере налоговой политики в регионах?

- Думаю, настало время рассмотреть вопрос о передаче на региональный уровень федеральной ставки налога на прибыль. Кстати, его поэтапная передача идет в течение ряда лет. Учитывая неравномерность распределения этого налога по регионам, мы считаем, что такая передача приведет прежде всего к заинтересованности регионов в создании новых предприятий, увеличении занятости населения и привлечении инвестиций и развития экономики.

Кроме того, считаем необходимым отказаться от установления на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам. В основном такие льготы установлены по земельному налогу и налогу на имущество организаций для земельных участков и имущества федеральных и региональных государственных учреждений, земель обороны, лесного и водного фондов, а также санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, находящихся в профсоюзной собственности.

Ну и пора завершать реформу системы имущественных налогов, которая должна создать более справедливое перераспределение налогового бремени, снижая уровень налоговых изъятий у менее обеспеченных слоев населения и увеличивая налогообложение дорогой недвижимости, с тем чтобы превратить этот налог в реальный доходный источник регионов и муниципалитетов.

- А земельный налог?

- Принятые изменения земельного законодательства перераспределили земли таким образом, что значительная их часть перешла из региональной и муниципальной собственности в федеральную, что в итоге привело к потере доходов в местных бюджетах.

В связи с этим муниципалитеты вынуждены устанавливать максимальные ставки этого налога, что приведет к резкому увеличению платы за земельные участки. А это прежде всего коснется большого количества граждан с низкими доходами. В целях компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов и недопущения установления максимальных ставок по земельному налогу необходимо внести изменения в земельное, бюджетное и налоговое законодательство по разработке механизма по установлению оптимальных ставок земельного налога.

Илья Акимов