00:00, 27 октября 2006 года

Второй раз войти в реку

Подцензурное отношение к советскому ХХ веку уже произвело противоположный эффект: стало очевидным, что он способен надолго затмить XXI столетие – так же, как полузапрещенный XIX век долго еще «отменял» нарождающуюся советскую эпоху. Вот почему столь интересна проходящая в стенах музея выставка: она позволяет думать, соглашаться или же спорить с ее участниками и устроителями. Есть и еще один мотив, о котором лучше сказать сразу. Представим себе человека, прожившего долгую и, возможно, благополучную жизнь. Однако последнее из ее мгновений неизбежно бросает отсвет на прошлое и непостижимым образом перестраивает его. То же самое происходит и в истории. Трагический распад СССР «бросил отсвет» на все, что было с нами прежде. С этих позиций, хотим мы того или нет, прочитываются теперь и 60-70-е годы.

Первый же взгляд на представленные в экспозиции полотна приводит на ум лучшее из русских слов «искренность». Именно это слово, делясь своими впечатлениями, произнес Сергей Паршин, председатель Ставропольского отделения Союза художников России. Действительно, авангард 60-х, как и бардовская песня, подкупали своей искренностью и бескорыстием. Эти чувства запечатлены в картинах Е. Саврасова, В. Чемсо, А. Соколенко, П. Горбаня, С. Гончарова. А вот доцент Ставропольского госуниверситета Анатолий Дуров произнес слово «ностальгия». «Для меня, - сказал он, - 60-е – это великая несостоявшаяся возможность изменить ход вещей и создать уникальную русскую цивилизацию»… Ответ, почему этого не произошло и не могло произойти, сокрыт в самой эпохе. Без ее знания историческая тайна шестидесятых не может быть понятой.

Объявленное на ХХ съезде КПСС изъятие демонического, плохого Сталина из политического и советского бытия происходило как возвращение хорошего и человечного Ленина. Еще одним, зато главным и действующим персонажем «оттепели» был Никита Хрущев. Кто кого породил: он – эпоху 60-х или она его, сказать теперь трудно. Ясно другое: в советском обществе зрела потребность в смене политического языка, жанра, стиля. Так возникало инакомыслие шестидесятников. Альтернативу тотальному имперскому стилю внес не кто иной, как Хрущев с его демократической (да!) эклектикой и бесстильем. Однако не только своеобразный авангардизм, но и исповедуемая Хрущевым большевистская идеология «до основанья, а затем» вошли в подсознание и контекст оттепели.

Мысли и чувства людей были пронизаны новыми надеждами. Главными ценностями оттепели стали «искренность, личность, правда». В этом смысле открывшаяся музейная выставка – талантливая иллюстрация времени. Внимание художников к простому человеку, его нехитрым радостям, его быту и миронастроению позволяет нам, зрителям, второй раз войти в реку под названием история.

Почему 70-е годы названы застоем? Это несправедливо. Конечно, страсти прежнего десятилетия поутихли, но это не значит, что вовсе ничего не происходило. В художественной и духовной жизни менялся культурный код. Если интернационалисты-шестидесятники искали встречи с современным Западом, национально ориентированная интеллигенция семидесятых вела поиск национальных корней, искала встречи с русской историей. Именно тогда впервые громко заговорили о православной иконе, о русском национальном искусстве. Мировоззренческим основанием 70-х стала другая формула – «Родина, земля, народ».

Не зная этих и других мотивов, трудно войти в исторический подтекст выставки, ибо она, конечно, неотделима от эпохи и в этом ее особая ценность. Одно только перечисление имен ведущих мастеров России, представленных в экспозиции – В. Иванова, И. Обросова, В. Немухина, О. Рабина и других – говорит о том, что выставка содержательная и подробная. Происходи она в каком-нибудь западном городе, отбоя от посетителей не было бы. Советское искусство стало в мире не только модой, но и моментом истины: вот она какая – загадочная русская душа!

Впрочем, и у нас атмосфера встречи была удивительно теплой и праздничной. 60-е годы – время, когда создавался Ставропольский музей изобразительных искусств, а нынешние мэтры были молодыми и еще только мечтали о своих персональных выставках. Мотив «мечта сбылась» сквозил в выступлениях и замминистра культуры правительства СК Владимира Лычагина, и директора музея Зои Белой. Не зря, значит, страдали наши художники, ссорились с властями, искали свой путь. Искусство в конце концов побеждает всех и все…