00:00, 26 октября 2006 года

Чьи вы, трубы, будете?

Дело в том, что некоторое время назад ипатовцы стали получать по почте уведомления, квитанции и предупреждения, где вдруг обозначились те суммы, которые горожане задолжали газовикам. Глава муниципального образования Ипатово Валерий Галактионов в беседе с корреспондентом «СП» отметил, что сейчас почти восемьдесят процентов поступающих к ним жалоб связано именно с «газовыми» проблемами. Люди приходят с одним вопросом – почему именно они должны платить за обслуживание уличных коммуникаций?

И действительно, ежегодные затраты примерно в полтысячи рублей могут неслабо «ударить» по кошелькам, которые у большинства не отличаются особой толщиной. Хотя и те, для кого оплатить такой счет – не проблема, все же хотят знать, не напрасно ли уплывают их деньги, и не становятся ли они в очередной раз жертвами произвола монополистов. Думается, подобные сомнения – удел не только ипатовцев, активно забивших тревогу и массово потянувшихся в коридоры местной администрации и судов.

Конечно, понять пенсионеров, да и всех остальных граждан, можно. Тем не менее буква закона, к сожалению, иногда расходится с нашими интересами. Особенно, когда дело касается частной собственности. И это как раз тот случай.

Газификация Ставрополья финансировалась из разных источников. Деньги поступали из бюджета, от населения и различных организаций. И до недавнего времени вопросом принадлежности газопроводов никто не занимался. Их статус в газово-распределительных организациях определялся примерно так – «находящиеся на обслуживании».

Когда же обязанности между газовыми организациями четко распределились (одни стали отвечать за транспортировку голубого топлива, другие – за поставку и т.д.), были пересмотрены и тарифы. Так, в них включены расходы на техническое обслуживание, если газопровод находится на балансе газовых хозяйств. А вот все остальные коммуникации, принадлежащие организациям и частным лицам, должны обслуживаться уже за счет собственника, который по закону и несет ответственность за их состояние. С такой проблемой столкнулись многие ставропольские сельхозпредприятия, не обошла она и население.

За разъяснением мы обратились к техническому директору ОАО «Ставрополькрайгаз» Николаю Романову (именно эта организация отвечает за эксплуатацию газовых сетей на территории края). По его словам, цена на газ для населения включает его оптовую стоимость, плату за транспортировку и снабженческо-бытовые услуги. Что же касается техобслуживания, то в данном случае эти затраты в тариф не входят. С потребителями за-ключаются специальные договоры, согласно которым за определенную плату газовики следят за состоянием коммуникаций.

В общем, кому достались «в нагрузку» трубы, тот и платит. Хотя собственником иногда оказывается тот, кто от такого «подарка» отказался еще давно. Приведем один пример из многих подобных.

Есть в Ипатово улица Сахалинская. В девяностых годах, когда в дома ее жителей должен был прийти газ, бюджетных денег на все не хватило. Суммы, впрочем, недоставало пустяковой. Председатель уличного комитета Юрий Ливенский проявил тогда инициативу, побеседовал с соседями, и все дружно решили добавить «на газ» из своих карманов. Собственниками газопровода «сахалинцы» себя никогда не считали, а потому в 2001 году на просьбу горгаза передать ему на баланс уличные коммуникации возражать не стали. Тот же Юрий Ливенский и написал соответствующее заявление.

А вот три года спустя газовики вдруг затеяли странную переписку с жителями Сахалинской. Как оказалось, то заявление давно затерялось, и труба теперь является собственностью председателя уличного комитета. Один из юристов посоветовал Юрию: «Вы на газовиков в суд подайте, чтоб они с документами аккуратнее обращались»...

Судебные разбирательства по «газовым делам» теперь в Ипатово не редкость. То граждане свои интересы отстаивают, то газовики с помощью слуг Фемиды «выбивают» законные деньги. Так, инвалида Полину Жихареву прямо из больницы в суд доставили. Бабушка, напуганная криком одного из чиновников, отдала злополучные 520 рублей, да столько же пени набежало, плюс двести рублей госпошлины за суд ей выписали.

– Было бы еще за что платить, – расстраивается пенсионерка. – Ведь качество техоб-служивания, за которое деньги требуют, часто оставляет желать лучшего.

Рассказала П. Жихарева, что однажды летом, почувствовав запах газа в доме, попыталась вызвать аварийку. Диспетчер переадресовала ее с этой проблемой к юристу. Та «утешила»: мол, раз договор не подписываете, помочь ничем не можем. Пришлось нанимать за полсотни мастеровитого мужичка, чтобы колонку отремонтировал.

Когда этот вопрос мы адресовали директору АООТ «Ипатоворайгаз», так он даже следов обращения Жихаревой не обнаружил. Хотя заявки населения в обязательном порядке должны регистрироваться в журналах и более того – записываться на магнитофон.

– Значит, не было никакого обращения, – сделал вывод директор.

***

Конечно, случается такое не только в Ипатово… И с нарушениями по качеству обслуживания нужно бороться, в том числе и в суде. А если вернуться к вопросу оплаты техобслуживания, то «удар» по кошельку можно немного смягчить и перейти на принцип ежемесячных взносов. Тогда эти платежи будут не так заметно влиять на семейный бюджет.

Другой вариант – полное избавление от газовой собственности и растущих расходов по ее содержанию и обслуживанию. Сети можно продать или передать газовому хозяйству. Единственная загвоздка – к имуществу надо будет приложить техпаспорт. А вот его оформление – вопрос другого порядка, разрешение которого тоже стоит денег...

Кстати, в некоторых селах того же Ипатовского района проблему решили местные администрации. Причем почти два года назад. На их баланс передано от пятидесяти до семидесяти процентов газовых коммуникаций.