00:00, 13 октября 2006 года

Цевелесация

А между тем потребность в самостоятельном понимании жизни неискоренима. Как ни странно, переизбыток информации, как и ее недостаточность, не дают исчезнуть так называемому «народному радио», в котором нет цензуры, а авторы «информационных блоков» не получают ни гонораров, ни славы. В живых пересказах житейских сюжетов и в безжалостных комментариях к ним вырабатывается тот самый безошибочный здравый смысл, к которому политики не любят прислушиваться: в каждом реальном факте скрыт прогноз, основанный на малоприятной правде. Можно, например, не слишком вдаваться в суть происходящих в сфере образования реформ, но, занимаясь своими детьми, миллионы людей вынуждены естественным образом осмысливать происходящее и прогнозировать ход событий. Школа и институт – исторический перекресток, на котором неизбежно встречаются поколения и времена.

*****

…Галина Александровна, жительница Ставрополя, как-то рассказала мне, что, собираясь к врачу, обязательно теперь читает в медицинской энциклопедии главу о своем заболевании. Побывав однажды на приеме у молодой выпускницы медицинского вуза, она заметила, что та очень вяло реагирует на ее жалобы, словно плохо соображает, о чем вообще речь. И тогда Галина Александровна решила ее немного просветить. Девушка в белом халате оживилась и по наивности сопровождала ее рассказ эмоциональными возгласами: «Что вы говорите!», «Как интересно!». Затем достала с полки «Справочник практического врача», быстренько его полистала и, наконец, сделала назначение. Такой же увесистый том лежал в сумке у ее пациентки. «А если бы я оказалась на операционном столе, - сокрушалась моя рассказчица, - и под наркозом не смогла бы поучаствовать в процессе?»

*****

…Еще один сюжет на заданную тему. В одной ставрополь-ской школе состоятельные родители вознамерились добиться для своего чада золотой медали. Тот был большой лентяй и никак не мог выучить правильное написание слова «цивилизация». А оно ему, как назло, постоянно попадалось, и он делал в нем сразу четыре ошибки. Золотая медаль обломилась, хотя ничто не помешало «цевелесованному» юноше поступить в институт, разумеется, на платное отделение. Последствия подобного образования уже известны. В прежнем обществе при тех или иных издержках господствовала конкуренция способностей. Сейчас отбираются те, кто способен платить. Идет своеобразный конкурс кошельков. И не будем уповать на бюджетные отделения, в которых, и это, увы, не секрет, зачастую тоже платят.

Профессор Виктор Панкратов, к сожалению, уже ушедший из жизни, в августе 2001 года опубликовал в «Ставропольской правде» статью «Число студентов растет. Чем это грозит обществу?». Основная мысль выступления заключалась в следующем: всякий раз, когда в России идут либеральные реформы высшего образования, происходит и резкое увеличение числа студентов. А через 20 лет в обществе могут начаться революции и социальные потрясения, – если, конечно, «государство не активизирует свою роль в управлении высшим образованием». Сегодня мы видим не только рост числа студентов, но и бесконтрольное увеличение «денежных профессий» – юристов, экономистов, психологов, финансистов, стоматологов и менеджеров. Знают ли в институтах, что их выпускники все чаще и чаще не могут найти себе оправдывающую их затраты работу? Знают. Догадываются ли об этом родители? Почему бы и нет. Но мамы-папы, свято верящие в денежные профессии, являют собой «рыночный» спрос, на который институт реагирует «рыночным» предложением, а там хоть трава не расти. Деньги и порожденные ими иллюзии и есть тот самый «бермудский треугольник», в котором идут ко дну корабли наших неоправдавшихся надежд. Благо еще, что до обещанных потрясений в запасе есть время. Школа – и средняя, и высшая – оказалась сегодня на развилке исторических непересекаемых дорог. Так же трудно пересекаются официальная логика и естественный здравый смысл. Встраиваясь в систему евро-американского глобализма, мы вынуждены ориентироваться на человека потребляющего. Но можно ли успешно жить, исходя из чужой биографии? Хорошо прожить можно только собственную жизнь, пусть даже и трудную.

Разрушив за 20 лет реформ все прежнее жизнеустройство, Россия остро нуждается в новой индустриализации и в так и не совершенном ею «технологическом рывке». А для этого стране понадобятся творцы и патриоты. В одной и той же школе, в условиях либеральных реформ воспитать и потребителя, и патриота невозможно. Потребителям достаточно нефтяной трубы, чтобы считать свое будущее обеспеченным. Родина у потребителя там, где ему хорошо платят. Иными словами, подражая Западу в проведении образовательных реформ, мы к нашим насущным задачам добавляем еще и их проблемы.

То, что действительно придет на смену реформаторской чехарде, запланировано быть не может. Это будет исторический ответ на вызов времени. А вызов брошен. Нам остается только быть готовыми принять его.