00:00, 6 сентября 2006 года

Круче краповых беретов

Что это? Где это? Кого задержали? Это оперативная съемка? А нам в газету?… - вопросы сыпались один за другим.

- Это тренируются бойцы нашего отдела сопровождения оперативных мероприятий, - после долгой паузы сказала Андросова.

Мы долго спорили о возможности публикации фотографий и, наконец, консенсус был достигнут. И сегодня читатели «Ставропольской правды» имеют поистине уникальную возможность познакомиться – насколько это допустимо – с самым, пожалуй, засекреченным подразделением Федеральной службы безопасности.

Отдел сопровождения оперативных мероприятий (ОСОМ) - это больше, чем милицейский ОМОН, и круче, чем армейский спецназ. Это «Альфа» и «Вымпел» на ставропольском уровне. Бойцы этого отдела освобождают заложников, задерживают разведчиков иностранных государств, выполняют боевые задачи в горячих точках. И при этом их не должен знать в лицо никто, кроме коллег. Такова специфика. Таковы условия службы, нарушение которых - реальная угроза не только для самих бойцов отдела, но и для их жен, детей, родителей. Именно поэтому имена их мы не назовем.

…Они брали боевика жестко. Есть такой термин у спецназовцев. Спешили. В углу схрона тянулся к гранате второй раненый ваххабит…

- Закончили штатно, - буднично доложили командиру группы.

Так завершилась эта операция. И так же штатно оканчивались многие другие, в которых принимали участие бойцы ставропольского ОСОМа.

Отдел был создан летом 1995 года. Понятно, что буденновские события стали определенным толчком. До этого на Юге России подобный был только в Краснодаре. Да и вообще, перестроечные ветры разметали силовые подразделения службы безопасности, которые были одними из лучших в мире. В том числе и в борьбе с терроризмом.

- Основные задачи отдела, - говорит Евгения Андросова, - проведение силовых операций, связанных с захватом или задержанием лиц, находящихся в разработке оперативных подразделений, и создание безопасных условий для работы оперативников и следователей, локализация угроз, возникающих в отношении сотрудников УФСБ других направлений.

Проще говоря, отдел специализируется на борьбе с терроризмом. Опыт показал, что именно такое подразделение может противостоять экстремистам, действующим жестко, внезапно и агрессивно.

Как оценивает Родина ратный труд? Один из ребят стал героем России. Бойцы отдела награждены орденами, в числе которых три ордена Мужества, многие – медалями «За отвагу», «За воинскую доблесть», Суворова, Жукова… А бывают еще личные награды директора ФСБ России Николая Патрушева. Но обо всем этом говорят не очень охотно. Впрочем, как и об остальной специфике.

- А почему у вас нет какого-нибудь громкого названия? – спрашиваю у ребят.

- А зачем?

- Ну, «Альфа», «Витязь» - звучит…

- Это сейчас звучит. А в самом начале знаменитая «Альфа» называлась просто группа «А». Дело ведь не в названии.

Дело, конечно, в делах. Можно вспомнить хотя бы командировки на территорию Чеченской республики и в другие горячие точки. На счету отдела не один десяток задержаний участников незаконных вооруженных формирований и их пособников. Именно с этими командировками связаны и потери отдела.

…Второго марта 2001 года при выполнении боевого задания в Ингушетии погиб осомовец старший лейтенант Владимир Чепраков. Чеченская война «достала» его на территории другой республики. Тогда они получили сообщение, что в одном из домов маленького поселка Долаково находится особо опасный бандит. А если называть вещи своими именами - боевик. Когда бойцы отряда заскочили в комнату, экстремист держал в руке боевую гранату с вытащенной чекой и угрожал, что взорвет ее при попытке приблизиться к нему. Рядом на кровати сидели женщины, дети, лежал грудной малыш. Члены его собственной семьи... Все замерли, просчитывая варианты возможных действий. И тут у бандита не выдержали нервы: он бросил гранату на пол. За доли секунды до взрыва на нее упал Чепраков. Он спас всех, кто в тот момент был в комнате. Его спасти не удалось - Володя умер по дороге в госпиталь. А бандита обезвредили.

Могила Героя России Владимира Чепракова - на сельском кладбище села Вревского Кочубеевского района. Это была первая боевая потеря ставропольских чекистов после Великой Отечественной войны. А потому потеря особенно ощутимая и трагичная.

Второй потерей летом 2003 года стал старший прапорщик Анатолий Пташников. Он был из числа самых опытных, неоднократно бывал в горячих точках. Пташников погиб во время захвата одного из руководителей бандформирований. Оказавший ожесточенное сопротивление бандит был уничтожен. Анатолий посмертно награжден орденом Мужества. В этом бою были ранены и другие сотрудники Ставропольского управления ФСБ.

Далеко не каждый может служить в такого рода подразделении. Нужна смелость, всесторонняя подготовка, грамотность в технических вопросах и во многом другом. Но, наверное, нужно еще то, что не определяется в уставах и наставлениях по несению службы.

- Если официально, то это командный стиль работы, - говорит руководитель отдела. – А чтобы было понятно, это чувство, что каждый – это твое продолжение, уверенность в том, что не подведет, не струсит, сделает все, что должен сделать.

Как это назвать? Братство? Дружба? Поддержка? Наверное, все, вместе взятое. Из отдела увольняются в запас, выдвигаются на повышение. Но из него не уходят. То, что здесь рождается, – это на всю жизнь. Более мирная профессия сейчас у Игоря Тишина, награжденного орденом Мужества. Служат в разных подразделениях УФСБ другие бойцы ОСОМа. Хотя 35-40-летние «ветераны» (средний возраст бойцов – до 30 лет) еще много что могут. Из-за ранений они уже не выносят сверхпредельных тренировок.

На официальном языке это называется оперативно-боевая подготовка. Уже с краповым беретом пришел в отдел Сергей Затонский (сейчас, после тяжелого ранения, он служит в другом подразделении). Но специальная программа подготовки сотрудников отдела даст фору и крапоберетовской программе.

Самое главное, что боец должен не только уметь крушить и задерживать, стрелять из всего, что стреляет, управлять всем, что ездит и летает, взрывать и обезвреживать. Главное, он должен уметь думать и принимать самостоятельные решения. И в этом – основное отличие от других спецназов, не в обиду им будет сказано.

*****

...Евгения Андросова, которая буквально влюблена в этот отдел и его бойцов, все время находила в материале какие-то недостатки и говорила:

- Ты все-таки не понимаешь, какие они.

- Какие?

- Настоящие...