00:00, 16 августа 2006 года

Сергей Коровинских: Да не судимы будете...

- За истекшие 15 лет современных судебных реформ мы стали понимать, что они - это, по сути, возврат на новом витке к «хорошо забытому старому», к проверенным веками традициям и принципам.

- И дал Моисей людям закон...

- А почему вы иронизируете? Нынешнее независимое положение судов как отдельной ветви власти - это современное переложение как раз библейских норм. Есть ассоциации и с российской историей судопроизводства. Отделение суда от княжеской власти зафиксировано в XI веке в Уставе князя Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных». В грамотах Ярослава Мудрого упоминается возможность разрешить тяжбу привлечением 12 граждан, которые разбирали дело, решали вопрос о виновности ответчика, оставляя за судьей право назначения наказания. Это, видимо, один из первых прообразов суда присяжных. Суд на Руси выступал в качестве посредника тяжбы, оценивал представляемые сторонами доказательства и выносил решения о виновности или невиновности лиц, преданных суду. Запрещалось «мстити» суду и «дружити» с ним, что можно рассматривать как своеобразные гарантии независимости суда и защиты его от какого-либо постороннего воздействия. Предусматривалась и возможность пересмотра вынесенного судом решения по жалобе одной из сторон - пересуд, который мог назначаться в тех случаях, когда одна из сторон подвергала сомнению судный список – протокол судебного заседания.

Мы очень многое сегодня отбираем из прошлого, анализируем и вкладываем в систему судопроизводства современной России.

- И тем не менее назвать ее идеальной язык не поворачивается. А как вы, человек, стоявший у истоков нынешней судебной реформы на Ставрополье, ее оцениваете?

- Оценка одна: судебная власть в России состоялась. Была создана принципиально новая правовая база. Правда, качество отдельных законов по-прежнему оставляет желать лучшего. Порой они противоречивы, не предусматривают механизма реализации тех или иных норм. А дополнения и изменения, ликвидируя один пробел, зачастую тут же создают другой. Но это не трагедия – это издержки роста. Потому что реформа не застопорилась, а, на мой взгляд, неуклонно движется вперед. То, что такое движение может быть простым и безоблачным, я и думать не мог, а трудности для того и существуют, чтобы их преодолевать.

- Стало ли таким «преодолением трудностей» введение суда присяжных? Ведь Ставропольский край был и остается экспериментальной площадкой судебной реформы и в этом, и в других направлениях.

- Действительно, мы были в числе четырех пилотных регионов по созданию и становлению суда присяжных. Мне очень симпатична эта форма судопроизводства не только по должности, но и по душе. Возрождение суда присяжных - это не только новшество, но и неотъемлемая часть демократических преобразований всего общества.

- А не преувеличиваете ли вы, Сергей Петрович? Одна из форм судопроизводства и вдруг... все общество.

- Поверьте, не преувеличиваю. Давайте разберемся. У нас, в России, смертная казнь не отменена, а приостановлена. Решение это, как показывают социологические опросы, воспринимается далеко не однозначно: кто «за», кто «против» ее применения. Но однозначно - до 2007 года на территории России смертная казнь применяться не будет. Знаете, почему названа именно эта дата?

- Честно сказать, не знаю. Может, что-то с Советом Европы связано...

- Отнюдь нет. Конечно, вступив в Совет Европы, Россия взяла обязательство исключить высшую меру наказания. Но, когда власти примут соответствующее решение, ответить сложно. Наверное, это будет зависеть и от обстановки в стране, и от политической конъюнктуры. Но 2007-й - рубежный год потому, что именно тогда должен завершиться процесс создания института присяжных на всей территории нашей страны. А вот когда такой институт будет создан, он станет одной из основных гарантий равного права каждого человека на судебную защиту. Главное преимущество суда присяжных перед иными судебными формами в том, что он обеспечивает независимость представителей общества от судьи в формировании своего внутреннего убеждения о виновности или невиновности подсудимого.

- Но ведь многие сомневались и сейчас сомневаются в эффективности суда присяжных, их умении разобраться в сложных юридических коллизиях. Помните, и на Ставрополье в первые годы эксперимента было зафиксировано огромное количество спорных приговоров...

- Ну, скажем так, огромным это количество не было. А проблемы были и есть. Они начинаются еще на стадии комплектования коллегии в момент публикации и сверки списков. Чтобы отобрать тридцать реальных кандидатов, нужно послать сотни повесток, перепроверить каждого. Хотя, по закону, это обязанности органов местного самоуправления. Что же касается оправдательных приговоров, то только за последние три года судом с участием присяжных заседателей рассмотрены 38 дел в отношении 66 лиц. 36 из них осуждены, 30 – оправданы, что полностью соответствует мировой практике.

А одним из результатов более чем десятилетней работы коллегии присяжных заседателей на Ставрополье стало то, что Международная российско-американская конференция по проблемам суда присяжных заседателей отметила всего два российских суда - Ставропольский краевой и Ульяновский областной, стабильность приговоров которых (из тех, что были поданы на кассационное рассмотрение) превзошла показатель в целом по судам с общей формой судопроизводства.

- А как развивается институт мировых судей? При его введении предполагалось, что именно мировые судьи обеспечат открытость и доступность судебной системы для каждого. И при этом они еще и разгрузят федеральные суды.

- Подводя итоги за практически уже прошедшие пять лет деятельности мировых судей в крае, нельзя не отметить, что «мировая юстиция» работает эффективно и дает свои результаты. Значительно снижена нагрузка на судей районных судов, граждане получили доступ к правосудию, упрощена процедура рассмотрения дел частного обвинения. Анализ показывает, что тенденция к повышению авторитета мирового судьи у населения есть. По данным статистики, мировыми судьями за время работы рассмотрено более 600 тысяч дел. Среднемесячная нагрузка на одного мирового судью в настоящее время составляет более 160 дел в месяц. Думаю, что пройдет немного времени, и сбудутся слова, сказанные Анатолием Кони: «Здесь, у «мирового», в действительности, совершился суд скорый…. не только скорый, но и правый в пределах человеческого разумения и вместе с тем милостивый».

- Реформа реформой, но в нашем обществе много разговоров о том, что судейская система - одна из самых коррумпированных. Говорят о целой шкале расценок, существующих на решение в той или иной инстанции. Дыма без огня не бывает?

- А давайте разберемся, кто говорит и зачем это делается.

За прошлый год и первую половину нынешнего на мздоимство ставропольских судей мне, например, не жаловались. В прокуратуру, насколько я знаю, тоже никто не обращался.

Тем более независимость судей после съезда и указов президента РФ Владимира Путина о повышении денежного содержания имеет теперь и материальную основу.

- И все же безгрешность, видимо, не дается вместе с судейской мантией. Как можно наказать проштрафившегося судью?

- Только за последние 2,5 года мною в квалификационную коллегию судей Ставропольского края внесены 16 представлений о наложении на судей дисциплинарных взысканий в виде предупреждений и досрочных прекращений полномочий. Президиумом краевого суда за аналогичный период в адрес судей края вынесено 23 особых постановления. Многие судьи не были рекомендованы на очередной срок полномочий, как мировые, так и районные.

- А если задать вопрос наоборот: какими качествами должен обладать хороший судья?

- Бесспорно, высоким уровнем правовой культуры. Плюс к этому, судья сердцем должен чувствовать правду и истину.

- Вы возглавляете краевой суд 12 лет. За это время многое появлялось впервые. Система контроля доступа, система наблюдения, система видеоконференцсвязи, первый в стране информационный портал судов Ставропольского края, первая объединенная пресс-служба... И вот недавно вы первым среди судей России получили награду Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Так что давайте закончим разговор - на ассоциациях общечеловеческих. Что бы вы пожелали читателям «Ставропольской правды»?

- Да не судимы будете...

Наша справка

Сергей Петрович Коровинских родился 24 августа 1957 года в Алтайском крае.

После окончания Свердловского юридического института в 1982 году работал помощником прокурора Октябрьского района Ставрополя. В 1984 году был назначен старшим помощником прокурора.

Судебная карьера С. Коровинских началась, когда он был избран судьей Октябрьского районного нарсуда Ставрополя. Затем был председателем Ленинского районного суда.

В марте 1988 года С. Коровинских был избран членом Ставропольского краевого суда Ставрополя, где он работал до назначения в апреле 1992 года начальником управления юстиции администрации Ставропольского края.

Четвертого августа 1994 года С. Коровинских назначен председателем Ставропольского краевого суда. Решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 16 февраля 2000 года ему был присвоен высший квалификационный класс.

Кандидат юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации.