Готовы искать «заговорщиков»
Двадцать шестого июля президент страны подписал закон «О защите конкуренции», который вступит в силу через 90 дней после официального опубликования. Так что с 26 октября край, как и вся
Россия, будет жить по совершенно новому антимонопольному законодательству.
Самое главное, по мнению руководителя Ставропольского УФАС Владимира Рохмистрова, родившийся документ носит антикоррупционную направленность. Существуют и другие нововведения. Если в «старом» антимонопольном законодательстве фигурировало понятие «соглашение», то сейчас появилось и другое, более жестко обозначающее действия хозяйствующего субъекта, нарушившего правила, - «согласованные действия». Кстати, в народе это называется сговором между монополистами. Теперь у ФАС больше возможностей вывести на чистую воду таких «заговорщиков», и по новому закону к ним будут применяться более серьезные штрафные санкции.
Особой «популярностью» в последние годы сговор пользуется на рынке горючесмазочных материалов. По словам В. Рохмистрова, два года назад в крае шла серьезная битва с такими нарушителями, в считанные дни заломившими цены на топливо. Антимонопольщики дело выиграли. Служба судебных приставов Краснодарского края взыскала с «Лукойл-Нефтепродукт» полмиллиона рублей. На Ставрополье некоторые нефтяные компании тоже были наказаны. Одни добровольно внесли в краевой бюджет необоснованно полученные доходы, другие отделались штрафами.
Кстати, за последние три недели оптовые цены на бензин и ГСМ увеличились на десять процентов. Краевое управление ФАС еженедельно отслеживает информацию, пока признаков нарушения антимонопольного законодательства не установлено.
В эти же дни все только и говорят о сговоре операторов сотовой связи, намеревающихся брать плату за соединение – от 30 до 50 копеек. «Я думаю, идет сознательная утечка информации из сотовых компаний - проверить реакцию контролирующих органов. На мой взгляд, это совершенно незаконно», - заявил на пресс-конференции руководитель краевого управления ФАС. Вообще, по всем правилам предоставления общедоступной связи за первые шесть секунд с позвонившего плата не берется: а вдруг, к примеру, человек ошибся номером.
Этот же принцип распространяется и на сотовую связь. «На недавней пресс-конференции в «ЮТК», где говорили о новых тарифах по оплате за звонок с проводного на мобильный телефон, операторы этой связи заверили, что первые шесть секунд также остаются бесплатными, - рассказывает В. Рохмистров. – Антимонопольщиками это заявление было воспринято как серьезное желание сотовых операторов работать цивилизованно на рынке». Однако вскоре все изменилось. И «Билайн», и «Мегафон», и «МТС» отреклись от раннее подписанного соглашения. Подобное произошло во многих регионах страны. ФАС в этих действиях подозревает признаки сговора. Но антимонопольщики пока не могут применить в отношении нарушителей штрафные санкции или другие меры воздействия, так как новое законодательство, как уже говорилось, вступит в силу только в октябре. Тем не менее официально предупреждение этим операторам сотовой связи сделано.
С 1 июля действует новая редакция закона о рекламе, которая также ужесточает правила и систему наказания нарушителей. Больше всего нареканий к наружной рекламе. Нередко на остановках «наружку» размещают так, что невозможно увидеть номер автобуса. Появляются щиты и на разделительной полосе, что вредит безопасности дорожного движения.
В Арбитражный суд Ставрпольского края региональное управление ФАС направило несколько исков о принудительном демонтаже таких сооружений. По новому закону о рекламе муниципалитеты сами вправе обращаться в суд, причем сносить щиты (если, конечно, с этим согласится суд) будут за счет рекламораспространителей.
Новая законодательная база дает более широкий простор для защиты правообладателей товарных знаков. Например, недавно одна подмосковная фирма обвинила Ставропольский винно-коньячный завод в незаконном использовании бренда «Бородино». Однако, как выяснилось, наше предприятие стало выпускать продукцию под этой торговой маркой раньше, чем ее запатентовали другие. В результате Роспатент отменил регистрацию товарного знака в Подмосковье, признав правоту ставропольского производителя. Это, можно сказать, прецедент. Кстати, на прошлой неделе УФАС возбудило еще шесть дел о нарушении антимонопольного законодательства в части незаконного использования товарного знака.
Ноу-хау нового законодательства еще и в том, что теперь антимонопольщики будут отстаивать интересы не только добросовестных производителей, но и рядовых потребителей, т. е. рассматривать заявления и жалобы жителей городов и районов края. «Мы готовы взвалить на себя этот груз, помочь всем обратившимся, - заметил Владимир Рохмистров, - главное, чтобы потребительского экстремизма было поменьше, народ у нас подчас любит жаловаться на всё и вся…».