31 июля - это наш день края
В акцию включились средства массовой информации всего мира, в том числе и «Ставропольская правда», рассказавшая на своих страницах о том, как прошло 27 сентября в крае. К общередакционной радости, в книгу попали рассказы наших корреспондентов об открытии в Нагутах первой сельской картинной галереи, о том, как в Пятигорск пришел природный газ, как в сельхозартели «Первое Мая» Петровского района заложили сад, о гастролях в Ессентуках грузинского эстрадного оркестра «Ореро», о сотрудниках нештатного отдела сатиры и юмора нашей редакции, подборка информаций с курортов Кавминвод, в том числе и о том, как в санатории «Ласточка» пациентка из Ростова Т. Маликова впервые за долгие годы болезни оставила костыли.
А вы представляете, какая картина предстанет перед читателем, если задаться целью и проследить жизнь края на протяжении 89 лет, взяв все номера «Ставропольской правды» только за один день - 31 июля? Именно в этот день 1917 года вышел первый номер нашей газеты. Сейчас мы накануне выхода 24-тысячного номера. Сколько разнообразных, реальных событий произошло за эти годы на Ставрополье! Получилась бы книга, цены которой не сложить. Это проводы на фронт кавалерийского корпуса генерала Л. Доватора и уникальная своей технической сложностью транспортировка в Зеленчукскую шестиметрового зеркала для Астрономической обсерватории, это встреча из космоса нашего земляка В. Джанибекова и розыгрыш кубка «Ставропольской правды» по футболу в Усть-Куте среди подразделений «СтавропольБАМстроя», это открытие первой очереди Невинномысского канала и торжества в столице Грузии по случаю открытия газопровода «Ставрополь-Тбилиси», это встреча в редакции первого советского покорителя Эвереста В. Балыбердина и победа на чемпионате мира по мотоболу зеленокумской «Молнии»… А сколько миллионов тонн отборнейшего ставропольского зерна в этот день на протяжении всех 89 лет засыпали в закрома Родины наши хлеборобы, рассказы о которых были непременным атрибутом каждого выходившего 31 июля номера газеты!
Почти 65 лет из 89-летней истории газеты сотрудники редакции отражали социалистическую действительность, и тогда это никого особо не тяготило. Даже подумать, что все повернется на 180 градусов, тогда было невозможно. Сколько поколений журналистов «Ставрополки» (да и не только ее) в те годы представить не могли, что главной темой первой полосы газеты может быть взрыв дома, крушение самолета, убийство человека, нападение банды боевиков, пожар или наводнение… Нет, это не ностальгия по временам колбасы по рублю 20 или бесплатной учебы сына в вузе, не воспоминание о посещении врача без конверта в кармане или о плановом визите сантехника. У каждого времени свои «причуды». Они тоже частица нашей истории, через которую прошла газета, это такие же страницы одного, взятого наугад, дня края.
На протяжении всех 89 минувших лет редакцию бросало то в жар, то в холод. До войны редакторов снимали за то, что у них на столе стояла вазочка с конфетами, во время войны - за пропущенную букву, после войны – за то, что огрызнулся, когда надо было лизнуть… Еще живы те, кто на четвертом пленуме крайкома КПСС устроил суд над «Ставрополкой». Ходят, улыбаются, даже здороваются… И никакого угрызения совести по поводу исковерканных журналистских судеб. И это тоже из биографии газеты. Наверное, хорошо, что те, кого уже нет с нами, не видят нынешних преобразований. Вряд ли бы они это пережили. Наверное, хорошо, что мы не жили тогда, когда газетчиков забирали ночью прямо из постели. Наверное, хорошо, что мы можем сегодня свободно писать о любых событиях, и, наверное, плохо, что годовая подписка уже не стоит как раньше - семь рублей.
24 тысячи раз каждое утро на протяжении 89 лет люди брали в руки пахнущий типографской краской свежий номер газеты. И каким бы богатым ни было ваше воображение, представить это и реально ощутить практически невозможно. Наверное, для тех, кто сегодня читает эти строки - это неимоверно много и, поверьте, невероятно трудно. Но придет время и других юбилеев, и тот наш далекий читатель, наверное, лишь улыбнется сегодняшней цифре да скажет: «Чем они там занимались целый век, если выпустили только 24 тысячи номеров?». И, только окунувшись в подшивку, полистав ее пожелтевшие страницы, поймет, какие они бесценные хранители истории, запечатлевшие каждый, пусть даже самый неприметный день жизни края.