00:00, 1 июля 2006 года

Голосят

С какой стати исполнительная власть одного муниципального органа пытается участвовать в формировании законодательной власти другого? – негодовал председатель исполкома Ставропольского регионального отделения «Единой России» Сергей Рязанцев. И добавил, что разбираться в этом должен суд.

С ним согласился и Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков. В подобных случаях следует жестко ставить вопрос о неэффективном прокурорском надзоре за соблюдением конституционных прав граждан, подчеркнул он.

Приведенной выше историей ситуация вокруг избирательного процесса на Ставрополье не ограничивается. По мнению координатора Ставропольского регионального отделения ассоциации «Голос» Василия Красули, в крае все чаще появляются подобные прецеденты: есть случаи, когда не вполне чистые на руку политики, используя деньги, шантаж и различные PR-технологии, пробиваются во власть. Люди же позволяют манипулировать собственным мнением или попросту продают свои голоса.

Но верно и то, что подобная избирательная система, которую мы имеем, не спустилась в край с Луны или Марса.

Сергей Рязанцев заострил внимание собравшихся на роли федеральной власти в защите конституционных прав граждан. За их нарушение в большинстве случаев предусмотрен штраф. Однако, по мнению политика, когда у человека крадут право выбирать себе власть – это пострашнее, чем кража кошелька. Необходимо ужесточить наказание за нарушение гарантированных государством прав граждан, считает он, вплоть до уголовной ответственности.

Однако со стороны федеральной власти пока видны лишь законодательные инициативы, направленные на сворачивание института выборов, заметила член избирательной комиссии края Юлия Ляликова. Пример – проблема отмены графы «против всех» в избирательных бюллетенях. Мол, не хотите – не голосуйте. Что, по сути, лишает граждан права выразить власти свое недоверие.

– Но и это еще не все, – продолжает она. – Теперь уже поговаривают о снижении порога явки избирателей и даже его полной отмене. – Вот так, придет сам кандидат на выборы даже без жены, проголосует за себя, и готово!

В финале разговора в унисон прозвучало мнение о том, что для чистоты выборного процесса всех уровней должны прилагаться максимальные усилия общественно-политических объединений. Здесь одинаково хороши как меры общественного контроля за деятельностью народных избранников, так и самих политических партий.

P.S. В обсуждении особенностей избирательного процесса на Ставрополье принял участие и представитель некой новой общественно-правозащитной организации «Крепостная гора». По странному стечению обстоятельств, это наименование уже известно «СП»: за несколько дней до этого к нам в редакцию поступил документ, озаглавленный «План оранжевой революции в Ставрополе?» (Распечатка вы-ступления В. А. Красули, бывшего вице-губернатора края, перед группой участников «Протестного комитета»). В этом своем вы-ступлении Василий Красуля (кстати, подтвердивший корреспонденту «СП», что оно имело место быть) рассуждает как опытный политтехнолог и предлагает столь многозначное имя – «Крепостная гора» – в основу процессов, способных смести ныне действующую власть краевого центра.

Парадоксально, что В. Красуля уверен, что против различных деятелей от власти, сплошь и рядом применяющих в ходе предвыборных кампаний не вполне чистые технологии, часто именуемые в народе черным PR-м, необходимо бороться теми же средствами. Василий Александрович даже выразил готовность взять на себя роль координатора и консультанта «Майдана» в краевом центре. Причем совершенно бескорыстно: ради идеи, так сказать.