00:00, 30 июня 2006 года

Жизнь под крылом дельтаплана

В середине 70-х годов минувшего века редко кто из молодых людей не грезил дельтапланами. Множество публикаций, особенно в популярнейшем тогда журнале «Техника – молодежи», восторженные отзывы военных и гражданских летчиков, утверждавших, что никогда за всю свою летную карьеру они не испытывали такого острого и восхитительного чувства, как под крылом дельтаплана. Энтузиазм перехлестывал разумные пределы: доморощенные «Икары» скупали в «Спорттоварах» дюралевые копья для метания, испытывали на прочность домашние простыни. Прошел через подобное и Петр Поздняков.

- У нашего первого дельтаплана трапеция была из костылей, боковые стойки из дюралевых труб от носилок, крыло – из полиэтиленовой скатерти, - с улыбкой вспоминает Петр Иванович. – Хорошо, хоть летать на этом аппарате начинали с невысоких холмов.

В 1975 году Поздняков поступил в Харьковское авиационное училище. Тамошнее руководство рук энтузиастам не отбивало. Уже в 1976 году в училище построили первый настоящий дельтаплан. До 60 человек выстраивались в очередь, чтобы слететь на нем с холма. А еще через год будущего инженера самолетостроения, третьекурсника Позднякова назначили начальником местного клуба дельтапланеристов.

И после окончания училища, когда Петр вернулся в родные Минеральные Воды, все помыслы были о дельтапланах. Тем более что его после первых же соревнований пригласили в сборную команду страны. Чемпион СССР в составе команды, дважды чемпион России в личном первенстве, призер множества престижных соревнований. На тренировки, подготовку техники, разъезды уходило все время. К тому же Поздняков не забывал и о своей профессии: он сконструировал и изготовил более десятка дельтапланов.

Наряду с горой Клементьева в Крыму, наша Юца была признана одним из лучших мест для дельтапланеризма во всем Советском Союзе. И вот в 1984 году надумали провести здесь первый чемпионат России. Инструкцию по проведению полетов, без которой ни один человек не имел права подняться в воздух, поручили разработать именно Позднякову. Он же, используя свой авторитет одного из ведущих дельтапланеристов страны, в 1986 году настоял, чтобы на Юце организовали краевой дельтапланерный клуб.

В то время Петр был действующим спортсменом, постоянно заниматься организационной и хозяйственной работой не мог. Клуб возглавил и успешно провел сквозь рифы периода становления Павел Делиергиев. Но в 1997 году ему пришлось по состоянию здоровья оставить работу. В это трудное для всей страны, в том числе и для дельтапланеристов, время клуб принял Петр Поздняков.

Сегодня в системе РОСТО (ДОСААФ) остался один-единственный дельтапланерный клуб – на горе Юца. Краевое РОСТО по возможности помогает. Вот только эти возможности весьма ограничены. Ни новую технику купить, ни мало–мальски приличную зарплату штатным сотрудникам установить. Так что держится клуб, главным образом, на энтузиазме старожилов.

Уйти под «крышу» какого-нибудь богатого «дяди» и жить припеваючи? Поздняков против:

- Сейчас все считают деньги, а дельтапланеризм прибыли не приносит. Так что весьма вероятно, что новый хозяин со временем превратит дельтапланерный клуб в нечто совсем иное.

Вот когда пришлось переписывать устав клуба, Петр Иванович категорически отказался менять его название. Ведь какие достижения, какие традиции за плечами! Многие воспитанники краевого дельтапланерного клуба входили и сегодня входят в сборную команду России, становятся призерами самых престижных соревнований. И на Юце что ни год организуются весьма значимые старты, красочные фестивали. Хотя создавался клуб как дельтапланерный, именно здесь воспарили первые отечественные парапланы, именно ставропольские спортсмены испытали аппараты, спроектированные в столичном НИИ автоматических устройств – так называлось оборонное ведомство, которое занималось парашютами.

Самое непосредственное отношение Поздняков имеет и к созданию дельталетов – дельта-планов, оснащенных двигателем и пропеллером. Петр Иванович сконструировал несколько таких аппаратов. Одно время его даже зачислили в штат расположенного в Минеральных Водах авиаремонтного завода № 411, где пытались запустить их в серийное производство. Технические вопросы Поздняков и инженеры завода решили – два пробных аппарата до сих пор летают, а вот финансовые, увы... Огромные накладные расходы огромного предприятия тяжелым бременем легли на сверхлегкую авиацию. Чрезмерно высокая цена отпугнула потенциальных покупателей, и производство свернули. Хотя Поздняков по сей день считает, что дельталеты могут принести большую пользу, особенно в сельском хозяйстве, при обработке небольших полей.

Юбилейный сезон краевой дельтапланерный клуб начал с первенства России среди двухместных экипажей на парапланах. Не только в России, но и в мире подобных соревнований еще не проводили. Пробные полеты тандемов здесь, на Юце, были и раньше. Они показали, что успех зависит от «слетанности» экипажа. Таким образом, состязания двухместных экипажей имеют ярко выраженную специфику, а значит, и право на жизнь. Правда, первый блин оказался комом: и приехало тандемов немного, и погода подкачала. Но начальник клуба духом не падает: люди должны привыкнуть, что полеты двухместных экипажей – это не только катание инструктором новичков, но и полноценный вид соревнований. Так что ко второму первенству, уверен Поздняков, интерес прорежется.

Да и некогда предаваться унынию. Закончатся полеты тандемов парапланеристов – начнется первенство Центральной зоны у дельтапланеристов. В первых числах августа стартует детский чемпионат СНГ по парапланерному спорту – опять же единственный в мире. Сразу вслед за ним парапланерный Кубок России, который плавно перейдет в дельтапланерный Кубок... Словом, не продохнуть.

В ясную погоду с Юцы хорошо видна гора Змейка. За ней раскинулся город Минеральные Воды, где у Петра Позднякова дом, семья. Помню, как–то я искал начальника краевого дельтаклуба, и мне дали его домашний телефон. Трубку подняла жена:

- Петра Ивановича? Он на горе, и когда вернется – не знаю.