Заботы тысяча первого
Потом перешли, собственно, к проблемам. Председатель городского совета ветеранов подполковник в отставке Владимир Козлов отметил, что ситуация с обеспечением ветеранов и инвалидов лекарствами вновь близка к накалу: ну нет этих лекарств в нужном количестве, и все. Как и в других районах, обидно ветеранам за тех своих уже умерших до 1991 года товарищей, чьи памятники на могилах пришли в негодность, а поправить их или некому, или не за что. Нельзя нас так обижать, убежден Владимир Козлов, это идет в противовес патриотическому воспитанию. В живых уже и так мало осталось воинов Великой Отечественной – 162 в городе, около 350 - в районе. А проблема обеспечения их транспортом так и зависла. За последние годы автомобили получили единицы. В очереди старики, еще 1913 года рождения, говорят: не доживем, пока черед до нас дойдет. Плохо то, что помощь ветеранам «замкнули» на местную администрацию, у которой денег не хватает на самое необходимое. Но районную и городскую власть на встрече со «Ставрополкой» хвалили – находит деньги и на ремонт домов, и на подарки, и на многое другое для стариков.
Странным было слышать от ипатовцев похвалы 131-му много критикуемому закону об общих принципах организации местного самоуправления. В этом районе удалось создать не разные команды на уровне города и района, а одну. Команду, которая мало ищет славы, но «болеет» общими заботами. Иначе нельзя – в Ипатово живет половина населения района. Здесь в ходу, рассказал заместитель главы администрации района Николай Лапшин, такие не модные нынче методы работы, как объезды «острых объектов» - на месте виднее и проблемы, и перспективы. И тех, и других хватает. Например, жители трех пригородных хуторов не могут получить кредит по нацпроекту: 300 тысяч выдается крестьянам на развитие подсобного хозяйства, а у них у всех – прописка городская. Мало того, огромное количество документов – не менее десятка – излишне, считает Лапшин, усложняют процедуру. Плюс к тому, чтобы оформить свидетельство о праве собственности на землю и домовладение, деньги нужны немалые.
Общими усилиями и общим трудом ипатовцы на субботниках возродили детский лагерь «Лесная сказка», здесь уже отдыхает первая смена. Всего их будет три. Жаль только, говорит сотрудник управления труда и соцзащиты Ольга Калашникова, что дети, родители которых не работают, в летнем отдыхе как бы обойдены. Заявки (а финансируются эти путевки из федеральной казны) управление посылает в край вовремя, а вот деньги приходят с большим опозданием, так что этим ребятам на отдых попасть можно только в сентябре-октябре, когда уже учиться надо. На очереди у местных властей – парк культуры и отдыха, который за последние годы пришел в запустение. Здесь уже начали – тоже на субботниках – разбирать старые аттракционы. Две детские площадки построили при отсутствии бюджетных средств. Дороги начали ремонтировать. Откуда деньги? Предприниматели выделяют. Практически все пообещали возле своих предприятий и магазинов асфальт положить и уже начали эту работу. Может, именно таким и должно быть местное самоуправление в эпоху переходного периода, когда нет и в ближайшем будущем денег в бюджетах поселений не будет?
Кстати, тысяча первый город России (таков его номер в табели о рангах российских городов), Ипатово, вообще-то, самый обыкновенный город. Два градообразующих предприятия – известный пивзавод и не менее известный «Сыродел». И все. А только на реконструкцию стадиона нужно пять миллионов рублей. Дом детского творчества – долгострой. Кинотеатра, и того нет – сгорел несколько лет назад. Нет воды в новых микрорайонах, нет воды в хуторе Водном, в семи населенных пунктах нет газа. Но из руин постперестроечного периода уже проглядывают ростки будущего. Ведется газификация. Отреставрирована Аллея Славы, возведена памятная стела чернобыльцам. Местное муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство» стало хорошим конкурентом ЖКХ: люди его работой довольны.
А вот национальными проектами – нет. Об этом говорил Дмитрий Жихарев. Разве может позволить молодая семья (а по условиям, оба ее члена должны быть моложе тридцати лет) взять ипотечный кредит? Обычная на селе зарплата – две-три тысячи рублей. Как правило, работает только муж, жена сидит с ребенком. Расплатиться за кредит просто нереально. Вот и уезжают молодые из села, вот и распадаются семьи, когда за заработками отцы семейств отправляются на вахту в Магадан, например.
Не легче и с другим национальным проектом - образовательным. По большому счету, считают ипатовцы, заявленные в нем цели не могут быть решены априори. Например, учитель-предметник, имеющий еще и классное руководство, может заработать до четырех тысяч рублей. А методист, задача которого учить учителей и, следовательно, он самый лучший в своей профессии, сидит на ЕТС и получает... 2800 рублей. И таких позиций в образовании много, и все они закладывают «мину замедленного действия» под наше будущее. Учителя района за последние три года получили всего восемь квартир. Сейчас в школах работают 150 пенсионеров. Ежегодно на работу приходят максимум пять молодых учителей. А уходят на пенсию около ста. Пока спасает положение демографический спад. Ежегодно количество школьников уменьшается на целую школу. А что будет завтра? Начнем в школы на автобусах, которые выделяет губернатор, учителей возить? – горько спрашивает начальник отдела образования местной администрации Анатолий Козловский. Он считает, что нужен серьезный разговор о развитии отрасли и что он может состояться на страницах «Ставропольской правды».