00:00, 22 июня 2006 года

На всех денег не хватит

Ситуация эта как нельзя лучше иллюстрирует положение дел на ставропольском медиа-рынке, который так и остался чрезвычайно зависим от государственной поддержки. За комментарием мы обратились к известному российскому медиа-эксперту, члену Общественной палаты РФ, продюсеру Первого канала и руководителю Национальной ассоциации журналистов «Медиакратия» Александру ШКОЛЬНИКУ.

- Я наблюдаю за ситуацией вокруг ставропольских СМИ, ведь край является одним из ключевых субъектов в Южном федеральном округе, - говорит А. Школьник. - Тем более что в Национальную ассоциацию журналистов «Медиа-кратия» входят немало молодых журналистов из Ставропольского края, и мы постоянно обсуждаем с ними те или иные вопросы, возникающие в медийном региональном сообществе.

Положение с господдержкой краевых СМИ довольно типично для Юга России. К сожалению, всего в двух субъектах округа – на Дону и Кубани – медиа-рынок существует не только благодаря поддержке региональных властей, но и развивается по собственным бизнес-схемам. А на Ставрополье при потребности в 45 млн. рублей на господдержку прессы выделено в этом году лишь 20 млн. Очевидно, что денег на всех просто не может хватить. Поэтому-то медийный рынок так «чутко» и реагирует на местное законотворчество.

Да и в целом я с опаской отношусь к господдержке СМИ. Но если уж эта система существует, то она должна быть максимально открытой и демократичной, с участием и законодательной власти, и институтов гражданского общества. Полагаю, что здесь, как нигде, актуален принцип сдержек и противовесов. Я слышал о предложении ряда ставропольских депутатов «прописывать» государственную поддержку СМИ отдельной защищенной строкой в краевом бюджете. Масс-медиа получат тогда хоть какую-то гарантию, что деньги к ним поступят, а не затеряются где-нибудь в чиновничьих кабинетах. Наверное, это правильно. Но почему бы не привлечь к этому процессу Общественную палату Ставропольского края, которая, по идее, должна появиться в регионе? Тогда все обвинения в монополизме одной ветви власти просто исчезнут. Ваш губернатор А. Черногоров любит выступать с пилотными проектами. Подключив общественность края к решению проблем СМИ, он мог бы создать всероссийский прецедент и стать новатором.

- К слову, Общественная палата РФ, в состав которой вы вошли в конце 2005 года, - новое формирование для россиян. А зачем вообще нужна палата?

- Общественная палата - явление для России не просто новое, но и во многом уникальное. С одной стороны, это крупнейший институт гражданского общества, с другой – реальный участник государственного строительства. На мой взгляд, такая двойственность палаты обуславливает и удвоение ответственности ее членов. И теперь важно «не заболтать» идею, не зациклиться на профессиональных интересах, научиться реагировать на общественное настроение, оперативно включаться в решение общенациональных задач.

Давно и много говорилось о том, как необходим диалог власти и общества. Но мне кажется, что для начала мы все должны учиться этому диалогу. Прежде всего надо самому обществу изменить психологию, добиться отказа от потребительского отношения к государству, перестать бояться власти чиновников. Государство же, в свою очередь, должно отказаться от менторского отношения к обществу, от безусловности позиции силы.

- Один из самых ярких продвигаемых вами новых брендов - «Медиакратия», Общероссийский информационно-образовательный проект, созданный для поддержки молодых талантливых журналистов из регионов. Зачем этот проект нужен региональной журналистике?

- Мы ищем тех, у кого глаза горят в профессии, кто хочет расти и стать именем собственным и у себя в регионе, и на федеральном уровне. «Медиакратия» создавалась с целью объединить молодых талантливых журналистов из всех регионов России для повышения их конкурентоспособности. Ведь, что греха таить, зачастую здесь к региональным журналистам относятся более чем снисходительно. Конечно, в регионах много проблем, связанных с работой СМИ. Но уверен, что сотни молодых акул пера и микрофона, которые являются активными участниками проекта и уже стали членами Национальной ассоциации журналистов «Медиакратия», привнесут в свои СМИ и современные методы работы, и, самое главное, себя - современных, продвинутых и уверенных в себе журналистов, которые хотят добиться успеха не где-то в Москве, а у себя дома, в своих редакциях.

И мы не просто повышаем их образовательный и профессиональный уровень тренингами, мастер-классами, встречами и общением с ведущими российскими журналистами. Не просто отправляем лучших «медиакратов» на стажировку в ведущие российские и зарубежные СМИ. Мы вместе с «медиакратами» придумали общее дело, которое и объединяет всех участников проекта. Речь идет об информационном агентстве «Время регионов», запущенном в «эфир» Интернета в нынешнем году. Молодые региональные журналисты сами формируют информационную картину дня своего региона на одной из (по количеству субъектов РФ) «страничек» этого интернет-портала. И уж здесь им не может помешать ни политическая ситуация в их регионе, ни их возраст. Они просто делают общее дело, где один простой критерий – профессионализм.

Кстати, в Южном федеральном округе и «Медиакратия», и «Время регионов» довольно популярны, ведь через наш проект прошли уже 150 молодых журналистов Юга России. Мы уже провели две свои ассамблеи в Ростове и Астрахани, а сегодня приезжаем в Ставрополь. И главные редакторы ведущих федеральных изданий, и наши эксперты, которых мы приглашаем на свои мероприятия, проводя мастер-классы, учат главному во взаимоотношениях СМИ и власти – не бояться и не выступать в роли просителя. Только равноправное партнерство. Сейчас много говорится о социально ответственной журналистике, но социально ответственной должна быть не только журналистика, но и власть.