Черного пиара, возможно, не будет
По крайней мере, после развернувшейся дискуссии все-таки было принято это «трудное» решение: рекомендовать руководящим органам региональных отделений политических партий рассмотреть вопрос подписания Соглашения об основных принципах взаимоотношений участников избирательных кампаний на территории Ставропольского края в 2006-2008 годах.
Целесообразность этого соглашения (в нем зафиксированы обязательства участников предстоящих избирательных кампаний отказаться от некорректного использования возможностей СМИ, исключить использование своего должностного или служебного положения и применение любых форм подкупа избирателей и т.д.) обсуждалась при рассмотрении главного вопроса повестки дня – о повышении правовой культуры избирателей, организаторов выборов и других участников избирательного процесса.
Как подчеркнул вице-губернатор Ставропольского края Б. Калиничев (он вел заседание совета по поручению губернатора края), этот вопрос возник не случайно. Все мы стали свидетелями низкого уровня информированности населения по основам избирательного законодательства, а также широкого применения отдельными кандидатами грязных предвыборных технологий для достижения своих целей.
В результате многие избиратели не всегда обладают объективной информацией для осознанного выбора, порой поддаются на популистские обещания или просто отказываются от участия в избирательном процессе. В определенной степени это можно искоренить, повышая правовую культуру населения, разъясняя людям порядок подготовки и проведения выборных кампаний. Их позитивное отношение к этим кампаниям возможно лишь при отказе их участников от использования недозволенных приемов агитационной борьбы. Решение данной проблемы, по словам вице-губернатора, тем более важно, поскольку впереди у края осенняя выборная кампания в органы местного самоуправления. Кроме того, уже постепенно разворачивается активность в отношении выборов депутатов ГДСК.
Развивая мысль о недопустимости правового нигилизма, председатель избирательной комиссии Ставропольского края В. Лиманов привел немало фактов откровенного нарушения законодательства, в том числе, например, в период выборов депутата ГДСК по Петровскому избирательному округу. Как известно, не удалось избежать скандалов в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске… Кандидаты грешат черным пиаром. Нет четких правил игры. Случается подкуп избирателей. Одна местная дума в нарушение закона продлила свои полномочия… Где-то не дали гражданину возможности воспользоваться своим правом избирать и быть избранным, а где-то строем повели людей голосовать. Были также случаи и пикетирования, и голодовки, и руководства одним из кандидатов стихийным митингом.
Причем, как отмечалось на заседании, эти и многие другие факты, к сожалению, не получили должной оценки правоохранительных органов, не были приняты меры по пресечению незаконных действий. Потому-то и растет от выборов к выборам число жалоб населения. Вот и снижается его активность. В итоге к власти приходят случайные люди.
Выступая на заседании совета, председатель Ставропольского регионального отделения «Российской партии пенсионеров» И. Илиади, заместитель председателя совета регионального отделения политической партии «Родина» А. Джоган, руководитель исполкома регионального отделения партии «Единая Россия» С. Рязанцев и другие общественные и политические деятели касались самых различных аспектов правовой культуры.
Несовершенство законодательной базы вспоминалось на заседании и в связи с тем, что средства массовой информации не всегда могут дать заслон той грязи, которую льют друг на друга оппоненты. Члены политсовета встревожены также низкой активностью на выборах молодежи. Потому-то они и сочли нужным рекомендовать губернатору края дать поручение министерству образования СК и комитету СК по делам молодежи организовать (при содействии, конечно, органов местного самоуправления) клубы молодых избирателей по месту их жительства и учебы: очень нужна эта просветительская работа среди «самой пассивной части электората»!
При этом, однако, отмечалось: хотя избирателей, безусловно, следует просвещать, но все же не они в первую очередь нуждаются в правовой культуре, а представители политических партий, кандидаты на тот или иной выборный пост, их доверенные лица. Ведь это же на их совести те или иные нарушения законодательства. Впрочем, однозначно тут не скажешь. Как заметил С. Рязанцев, допускают эти нарушения как раз не представители политических партий, а самовыдвиженцы. Вот за действиями кого в первую очередь должны следить вместе с избирательными комиссиями правоохранительные органы.
Правда, звучало здесь и другое мнение: да, и прокуратура, и милиция, разумеется, обязаны пресекать противоправную агитационную деятельность, обеспечивать безопасность и порядок во время голосования, но ведь их на всех не хватит. Избиркомы тоже могут многое сделать для чистоты выборов при участии общественности.
Так какова же судьба того самого соглашения, где договаривающиеся стороны как раз и выступают в поддержку честных методов участия в избирательных процедурах и заявляют о своей готовности содействовать конструктивному диалогу и сотрудничеству со всеми участниками избирательного процесса, особенно при возникновении спорных вопросов?
Вначале по нему не было единодушия. Вот точка зрения тех, кто был против соглашения. Хорошо ли, плохо, но избирательные процессы регулируются соответствующими нормативными актами. Зачем же нужна еще одна декларация, не имеющая юридической силы? Подписать ее – значит заявить о том, что мы – законопослушные граждане? Но ведь это же должно быть и без соглашения. Тем более что есть органы, которые должны защищать нас от проявлений экстремизма.
Сторонники же соглашения считали иначе. Подпишем – вреда не будет. По крайней мере, появится еще один рычаг воздействия на нарушителей – моральный. И представьте, если сейчас мы не договоримся. Сразу же весь край будет буквально ошарашен известием о том, что политические партии, дескать, заведомо настроены на некорректную игру. Нужно ли нам все это? Тем более что договаривающиеся стороны создадут координационный совет, делегируя в него по одному своему представителю, и пусть не очень-то пока четко, но все-таки предполагается возможность публичного, гласного контроля за его соблюдением.
И в конце концов было принято решение: рекомендовать руководящим органам региональных отделений политических партий подписать соглашение в рабочем порядке. Кстати сказать, кроме них, сторонами-подписантами могут выступать и СМИ, намеревающиеся участвовать в избирательных кампаниях 2006-2008 годов на территории края.
Политсоветом был рассмотрен еще один вопрос, имеющий, как говорилось на заседании, исключительно важное социальное значение, - о ходе и проблемах реализации реформы жилищно-коммунальной сферы. После доклада министра ЖКХ, строительства и архитектуры СК И. Прокопенко и обмена мнениями члены совета решили, что передачу имущественных комплексов государственных унитарных предприятий ЖКХ из госсобственности края в муниципальную собственность муниципальных районов нужно с учетом корректировок завершить до формирования бюджета края и муниципальных поселений на 2007 год. Речь шла также о целесообразности разработки региональной целевой программы реформирования жилищно-коммунального комплекса в крае.