Анатолий ЗАБРОДИН: Боевики не проходили
Задачи, которые сегодня стоят перед пограничниками, по сути, - говорит он, - остались прежними, какими они были год и два десятка лет назад, – надежная охрана государственных рубежей. Но сегодня, помимо трансграничной преступности, наркотрафика и незаконной миграции, стражи границы вынуждены противостоять деятельности организаций экстремистского толка и террористической направленности.
Есть свои особенности несения пограничной службы в связи с обстановкой, сложившейся на Северном Кавказе, где члены незаконных вооруженных формирований то и дело пытаются взорвать мирную обстановку в регионе. Как это было в октябре прошлого года в Нальчике. Пограничный отряд нашего управления также участвовал в отражении нападения боевиков.
Вместе с тем значительная часть личного состава Северо-Кавказского погрануправления, а также члены их семей все еще вынуждены ютиться в палаточных городках, блиндажах и прочих не приспособленных для жизни сооружениях. Поэтому другая наша задача связана с обустройством государственной границы и проведением целого комплекса связанных с этим мероприятий.
- Анатолий Иванович, довольны ли вы темпами строительства новых пограничных застав?
- В силу объективных причин работы не всегда ведутся так быстро, как хотелось бы. Зимой на территории ряда республик, где запланировано возведение пограничных форпостов, в том числе в Чеченской Республике, проехать к стройкам было попросту невозможно. С наступлением теплого времени года работы возобновились, и в целом мы укладываемся в отведенные сроки.
Напомню, федеральная целевая программа по обустройству рубежей России рассчитана до 2010 года. Из 72 запланированных в ЮФО объектов на участке СКПУ уже сданы в эксплуатацию шесть пограничных застав: одна в Карачаево-Черкесии, две в Северной Осетии и три в Кабардино-Балкарии. Продолжается строительство еще 25 застав, которые будут готовы в нынешнем и следующем годах. Кроме того, возводятся с нуля три комплекса административных зданий пограничных отрядов, попутно совершенствуется инфраструктура отрядов, которые остаются в прежних местах дислокации.
Одновременно подразделения «зеленых фуражек» оснащаются современным оборудованием и специальной пограничной техникой.
- Пограничники вышли на новые рубежи сравнительно недавно – с распадом Совет-ского Союза, всего десять с небольшим лет назад. А люди живут в тех районах с незапамятных времен и знать не знали, что такое государственная граница, да еще с неким пограничным режимом. Как встречают обустройство южных рубежей местные жители?
- Строительство приграничных военных городков ведется в основном местным населением, что прежде всего выгодно ему самому, поскольку создаются дополнительные рабочие места. Кроме того, коренные жители получают возможность служить по контракту недалеко от дома или же трудоустраиваться на пограничные заставы в качестве гражданского персонала.
Возникали некоторые трения, связанные с использованием заповедников, которые находятся на участке пограничного управления. Есть у нас в Джейрахском районе Ингушетии древние памятники истории и архитектуры. Введение пограничного режима предполагает кое-какие ограничения на посещение заповедника, но я не вижу особых проблем в допуске местных жителей в эту порубежную полосу. Некоторые пытаются будировать данный вопрос, но проблема давно решена на обоюдно выгодных условиях. Мы нашли поддержку как среди местного населения, так и администрации республики.
- Граница между Россией и Грузией в официальном порядке до сих пор четко не оформлена. Отражается ли это на несении службы по охране государственных рубежей?
- Действительно, есть несколько несогласованных участков. Но это, скорее, влияет на межгосударственные отношения на уровне пограничных комиссаров или руководителей пограничных ведомств обеих стран. На службе конкретного стража рубежей эта недооформленность никак не отражается. Есть конкретный участок, который воин охраняет, а оформлен он или нет – другой вопрос.
- Полностью ли прикрыты южные рубежи России? И возможно ли допустить, что на вверенном вам участке российско-грузинской госграницы имеются «лазы», сквозь которые на территорию нашей страны продолжают беспрепятственно проникать члены незаконных вооруженных формирований?
- В конце прошлого года руководство ФСБ и пограничного ведомства официально заявили, что нарушений госграницы членами НВФ не зафиксировано. Боевики через наш участок не проходили. Понятно, что мы не можем взяться за руки и цепью прикрыть на сто процентов любой участок. Но с учетом использования авиации, новейших технических средств и человеческого фактора границы защищены надежно.
Что касается непосредственно чеченского участка российско-грузинской госграницы, который у многих по-прежнему вызывает тревогу, то с наступлением «зеленки» охранять его стало несколько сложнее, но обстановка там спокойная. В том числе благодаря регулярной профилактической работе «зеленых фуражек» с местным населением.
- Пограничная служба реформируется - щепки летят?
- Любые сколько-нибудь существенные перемены так или иначе отражаются на личном составе пограничного управления. Переназначений, а в некоторых случаях и сокращений не избежать. Но еще на первых этапах мы сделали все возможное для того, чтобы не растерять тот положительный опыт, который уже имелся в пограничном ведомстве. И постарались сохранить на службе тех офицеров и прапорщиков, для которых охрана государственной границы, без преувеличения, - дело жизни.
- Планировалось, что уже с первого января текущего года в Чечне не останется ни одного призывника. Кто сегодня служит в Аргунском погранотряде?
- На территории Чеченской Республики дослуживают около ста солдат весеннего призыва 2004 года. С увольнением этих ребят в запас в местном погранотряде останутся исключительно контрактники.
- Сохранится ли в будущем частичное комплектование Северо-Кавказского пограничного управления призывниками?
- Как и всем другим силовым структурам страны, задача по переходу на контрактную основу нам поставлена. Тем более что и сами мы объективно подошли к такой необходимости. На участке нашего погрануправления в федеральную целевую программу по переходу на «профессиональный» уровень комплектования вошли два пограничных отряда, которые дислоцируются на территории Чечни и Ингушетии. Руководство пограничной службы выделило на эти цели дополнительные средства, существенно повысилось жалованье воинов-контрактников и, в общем, у местной молодежи удалось вызвать интерес к пограничной службе.
Сохранятся ли рядовые должности в пограничной службе и в нашем управлении в частности – жизнь покажет. Пока же с учетом специфических задач, которые приходится выполнять воинам в зеленых фуражках, новые погранзаставы укомплектовываются, в основном, прапорщиками и сержантами. И пока представителей этих должностей будет подавляющее большинство.
- Насколько за время реформирования пограничное ведомство перешло на оперативный способ охраны государственной границы и, по сути, приблизилось к модели спецслужбы?
- С учетом специфики Северо-Кавказского региона и реально существующих угроз национальной безопасности, которые исходят из-за рубежа, мы пока не говорим о том, что перешли в основе своей на оперативную составляющую. Мы несем службу оперативно-войсковым способом, который, в общем-то, давно известен стражам рубежей. К примеру, те же разведывательно-поисковые группы пограничников можно считать невесть каким нововведением. А вместе с тем разведывательно-поисковые действия как один из методов охраны государственных рубежей встречаются в инструкциях по службе пограничных войск НКВД еще с 1942 года.
Никуда не исчезли и наблюдение, и прослушивание местности. Просто они совершенствуются за счет использования новых технических средств. Так, если в свое время пограничник имел на вооружении бинокль
«Б-8», то сейчас существуют тепловизоры, которые позволяют в буквальном смысле сканировать местность.
- Товарищ генерал, ваши пожелания личному составу пограничного управления, ветеранам службы и всем тем, кто когда-либо стоял на охране государственных рубежей.
- Еще с лейтенантских времен всем своим друзьям в этот день желаю чистой контрольно-следовой полосы и мирного неба над головой.
* * *
С начала года «зелеными фуражками» Северо-Кавказского пограничного управления за различные нарушения, связанные с попытками противоправного пересечения рубежей, задержаны более полутора тысяч граждан. Шесть человек находятся под следствием. В отношении остальных принимались меры административного воздействия. Сумма наложенных штрафов составила свыше 200 тысяч рублей.
Изъято восемь единиц огнестрельного оружия, около двух тысяч боеприпасов, полкилограмма наркотических веществ. Совместно с таможенными органами выявлено контрабандных товаров на сумму более 500 тысяч рублей.