00:00, 19 мая 2006 года

Здесь даже король - бомж

Недавно на сцене Ставропольского Дома офицеров была даже представлена новая премьера – чудесная, обожаемая детворой сказка «Кот в сапогах». Зал заполнили до отказа папы и мамы с двух-трехлетними театралами на руках, более старшие сидели самостоятельно. Юная публика восторженно взирала на оживших персонажей хорошо знакомой, но никогда не надоедающей истории про хитрюгу-Кота, женившего-таки своего бедного хозяина на Принцессе.

Вот уже несколько недель по воскресеньям, согласно договоренности театра и Дома офицеров, в этом зале проходят кукольные спектакли. Для театра это стало выходом из тупика: свой-то зал в аварийном состоянии. Приходится выступать по детским садам и школам, но эти «гастроли», конечно, не могут заменить ни актерам, ни зрителям настоящего театра, который, как известно, начинается с вешалки, и т. д. У кукольников же в связи с ремонтной обстановкой и гардероб пока отсутствует. И когда он будет, увы, неизвестно. Интересно получается: капитальный ремонт вроде бы начали уже несколько лет назад, а вот капитала-то на него и нет! «Квартиранты» бесконечно благодарны Дому офицеров, давшему им возможность пусть не частых, но все же регулярных встреч со зрителем. А какая, оказывается, существует в Ставрополе жажда этих встреч, мне довелось убедиться самой на премьере «Кота в сапогах».

Конечно же, этот зал по своим параметрам вряд ли соответствует условиям, в которых должен играться кукольный спектакль. Вытянутый в длину «пенал», все ряды сидений – на одном уровне, что не очень удобно для малышни, сидящей дальше от сцены. И были недовольные мамы, высказывавшие по этому поводу, в общем-то, обоснованные претензии. Вот только адресовать эти претензии следовало бы не сотрудникам театра, а совсем другим людям…

Вернемся, однако, к премьере. Приглашенный осуществить постановку известной пьесы Г. Сапгира режиссер, художественный руководитель Пензенского театра кукол, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Бирюков, по-моему, привнес в творческую палитру театра свежую, интересную струю. Начиная от оригинальных декораций, сделанных еще одним гостем, московским художником Виктором Никоненко, и заканчивая философским – да! – юмором, оживающим и в ряде мизансцен, и в интонациях актеров, и в песенках, обрамляющих спектакль. Но присущий сказке юмористический «уклон» ничуть не противоречит весьма серьезному ее подтексту, деликатно-ненавязчиво предлагаемому зрителю. Дет-ское сознание живет прежде всего яркими внешними впечатлениями, и здесь их вполне хватает. Но и мораль заявлена с самого начала: что поделаешь, рассуждает предприимчивый Кот, жизнь так устроена – не схитришь, ничего не добьешься. Конечно же, ребятишки, увлеченные разглядыванием кукол и актеров, не задумываются над этим. Их чистые сердца уже отданы Принцессе, Жаку и, разумеется, Коту, но в финале вдруг окажется, что не хитрость, а любовь приводит к счастью…

Всякий раз, когда прихожу на кукольный спектакль и вижу без преувеличения вдохновенную игру актеров, мною овладевает чувство искреннего восхищения не только их высоким профессионализмом (а это факт!), но и их человеческой стойкостью, беспредельной, по нынешним временам – ну просто беспримерной преданностью театру и детям. Да, состав труппы то и дело меняется, кто-то уходит, и осуждать за это никого не хочется, но остается тот самый костяк, который пока еще и позволяет коллективу оставаться по-настоящему творческим, действующим. И опять каждый раз невольно думаешь: а насколько еще хватит у них сил, терпения и любви, чтобы держаться в таких, ну уж извините, нечеловеческих условиях?!

Не следует забывать о двойственной сути образа артиста кукольного театра: он должен в буквальном смысле вести своего героя по сцене, двигая его руками, ногами, придавая «живой» вид, и одновременно играть сам – голосом, движениями собственного тела, как бы сливаясь с куклой в нечто единое, гармонично существующее в заданных обстоятельствах. Со всеми этими задачами мастерски справляются в спектакле члены небольшого актерского ансамбля – Ирина Нилова (Принцесса), Павел Сажнев (Жак), Игорь Агарков (Король) и Алексей Куликов (Кот). Особенно хотелось бы отметить Кота - Куликова, являющегося, собственно, душой всего спектакля, и отнюдь не только потому, что его персонаж – главный. Нет, актер берет на себя еще и роль эмоционального эпицентра, вокруг которого разгораются пусть и сказочные, да вовсе не шуточные страсти. А. Куликов делает все это и виртуозно, и – главное – с большой личной любовью. Он прямо-таки излучает доброту, а уж кто как не дети тонко чувствуют такие вещи: их не обманешь! Да и остальные исполнители не отстают, растрачивая за час немыслимое количество собственной души. Кстати, высокий уровень ставропольских кукольников отметил и режиссер-постановщик. А ведь Владимиру Бирюкову довелось поработать во многих театрах страны, и, уж конечно, есть с кем сравнивать. Не могла не поразить его обстановка, в которой живет наш кукольный.

- Такого уже нигде в России не встретишь!– с явным сожалением-сочувствием в голосе говорит В. Бирюков. – Я видел много разных театров, поскольку много езжу, ставлю спектакли, поэтому говорю со всей ответственностью. И при этом мы, взрослые дяди, на всех углах говорим о том, что дети - это наша надежда и наше будущее… На мой взгляд, ситуация просто недопустимая. Разумеется, вызывает уважение труд ставропольских коллег, которые еще что-то делают и чего-то хотят! Они умудряются не деградировать, а развиваться, работают на пределе возможного, сохраняя профессионализм. Им бы нормальные условия создать, а не нынешнее кочевание по каким-то случайным площадкам, где нет ни желаемого освещения, ни акустики, ни элементарных бытовых удобств.

Владимир Бирюков приводит в пример недавно отстроенный кукольный театр в подмосковных Мытищах – с соблюдением самых современных требования. Да и все областные города России, где есть кукольные театры, имеют приличные стационарные помещения, куда не стыдно привести ребенка. А ведь ребенок всегда ждет от встречи с театром необыкновенного чуда.

Родной Бирюкову Пензен-ский кукольный театр, делится гость, хоть и живет, как и вся отечественная культура, на постном бюджетном пайке, однако коллектив хотя бы имеет нормальную материальную базу. Не случайно, пораженный увиденным «безобразием», В. Бирюков вложил и в концептуальное решение спектакля глубокий смысл, связанный с жизнью наших кукольников. В центре сцены расположил подвижную декорацию в виде телеги под изодранным парусом – эдакий печальный символ жизни на колесах, бесприютной и пока, увы, беспросветной. Однако ж парус присутствует – как знак надежды. И прямо на телеге порой распускаются зеленые веточки. Или «вдруг» появляется забавный фонтан «писающий мальчик», весьма наглядно иллюстрирующий нужными действиями в нужных местах переживания трусливого короля. Все-таки кукольники - неисправимые оптимисты, и это замечательно.

- Дети далеко не все эти подтексты поймут, но почувствуют обязательно, - убежден режиссер. – Мы старались насытить спектакль смыслом, не забывая, естественно, что делаем сказку. Театр не должен опускаться до уровня массового зрителя, наоборот, зритель должен тянуться за театром, расти, приобретать что-то для себя новое. Тут наши позиции со ставропольским коллективом полностью совпадают. Вместе с мастерством актеров это и дало, думается, хороший результат… А вот возвращаясь к ситуации с театральным зданием, хочу сказать: так проявляется отношение государства не к культуре даже – к детям. У этой власти просто нет сердца! Давайте называть вещи своими именами… Покупая собственному ребенку подарки, мы ведь не задумываемся о том, сколько на него потратили, а прежде всего хотим сделать ему приятное, правда? Потому что мы его любим. Всего лишь навсего… А может ли власть полюбить детей своего города? Чтобы они, придя в театр, могли, извините, сходить в нормальный туалет.

Очень хочется надеяться, что такой вот и эмоциональный, но и профессиональный взгляд человека со стороны заставит наши власти попытаться изменить положение театра кукол, который нынешней осенью, между прочим, отметит свое 70-летие. Эмоции земляков их, по-видимому, не задевают. И ведь не стыдно даже ни перед наезжающими к нам соседями, ни перед зарубежными гостями. Мне же после завершения спектакля вновь было больно наблюдать, как усталые кукольники складывают в ящики реквизит, чтобы потом отнести в автобус, который увезет их в… Нет, назвать это театром язык не поворачивается.

В эти дни небольшая творческая бригада театра кукол колесит по восточным районам края, выступает в школах и детских садах. Это здорово, что театр реальной работой оправдывает свое звание краевого, выходя на самого широкого зрителя. Вот только возвращаться артистам по-прежнему некуда…