Здесь даже король - бомж
Недавно на сцене Ставропольского Дома офицеров была даже представлена новая премьера – чудесная, обожаемая детворой сказка «Кот в сапогах». Зал заполнили до отказа папы и мамы с двух-трехлетними театралами на руках, более старшие сидели самостоятельно. Юная публика восторженно взирала на оживших персонажей хорошо знакомой, но никогда не надоедающей истории про хитрюгу-Кота, женившего-таки своего бедного хозяина на Принцессе.
Вот уже несколько недель по воскресеньям, согласно договоренности театра и Дома офицеров, в этом зале проходят кукольные спектакли. Для театра это стало выходом из тупика: свой-то зал в аварийном состоянии. Приходится выступать по детским садам и школам, но эти «гастроли», конечно, не могут заменить ни актерам, ни зрителям настоящего театра, который, как известно, начинается с вешалки, и т. д. У кукольников же в связи с ремонтной обстановкой и гардероб пока отсутствует. И когда он будет, увы, неизвестно. Интересно получается: капитальный ремонт вроде бы начали уже несколько лет назад, а вот капитала-то на него и нет! «Квартиранты» бесконечно благодарны Дому офицеров, давшему им возможность пусть не частых, но все же регулярных встреч со зрителем. А какая, оказывается, существует в Ставрополе жажда этих встреч, мне довелось убедиться самой на премьере «Кота в сапогах».
Конечно же, этот зал по своим параметрам вряд ли соответствует условиям, в которых должен играться кукольный спектакль. Вытянутый в длину «пенал», все ряды сидений – на одном уровне, что не очень удобно для малышни, сидящей дальше от сцены. И были недовольные мамы, высказывавшие по этому поводу, в общем-то, обоснованные претензии. Вот только адресовать эти претензии следовало бы не сотрудникам театра, а совсем другим людям…
Вернемся, однако, к премьере. Приглашенный осуществить постановку известной пьесы Г. Сапгира режиссер, художественный руководитель Пензенского театра кукол, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Бирюков, по-моему, привнес в творческую палитру театра свежую, интересную струю. Начиная от оригинальных декораций, сделанных еще одним гостем, московским художником Виктором Никоненко, и заканчивая философским – да! – юмором, оживающим и в ряде мизансцен, и в интонациях актеров, и в песенках, обрамляющих спектакль. Но присущий сказке юмористический «уклон» ничуть не противоречит весьма серьезному ее подтексту, деликатно-ненавязчиво предлагаемому зрителю. Дет-ское сознание живет прежде всего яркими внешними впечатлениями, и здесь их вполне хватает. Но и мораль заявлена с самого начала: что поделаешь, рассуждает предприимчивый Кот, жизнь так устроена – не схитришь, ничего не добьешься. Конечно же, ребятишки, увлеченные разглядыванием кукол и актеров, не задумываются над этим. Их чистые сердца уже отданы Принцессе, Жаку и, разумеется, Коту, но в финале вдруг окажется, что не хитрость, а любовь приводит к счастью…
Всякий раз, когда прихожу на кукольный спектакль и вижу без преувеличения вдохновенную игру актеров, мною овладевает чувство искреннего восхищения не только их высоким профессионализмом (а это факт!), но и их человеческой стойкостью, беспредельной, по нынешним временам – ну просто беспримерной преданностью театру и детям. Да, состав труппы то и дело меняется, кто-то уходит, и осуждать за это никого не хочется, но остается тот самый костяк, который пока еще и позволяет коллективу оставаться по-настоящему творческим, действующим. И опять каждый раз невольно думаешь: а насколько еще хватит у них сил, терпения и любви, чтобы держаться в таких, ну уж извините, нечеловеческих условиях?!
Не следует забывать о двойственной сути образа артиста кукольного театра: он должен в буквальном смысле вести своего героя по сцене, двигая его руками, ногами, придавая «живой» вид, и одновременно играть сам – голосом, движениями собственного тела, как бы сливаясь с куклой в нечто единое, гармонично существующее в заданных обстоятельствах. Со всеми этими задачами мастерски справляются в спектакле члены небольшого актерского ансамбля – Ирина Нилова (Принцесса), Павел Сажнев (Жак), Игорь Агарков (Король) и Алексей Куликов (Кот). Особенно хотелось бы отметить Кота - Куликова, являющегося, собственно, душой всего спектакля, и отнюдь не только потому, что его персонаж – главный. Нет, актер берет на себя еще и роль эмоционального эпицентра, вокруг которого разгораются пусть и сказочные, да вовсе не шуточные страсти. А. Куликов делает все это и виртуозно, и – главное – с большой личной любовью. Он прямо-таки излучает доброту, а уж кто как не дети тонко чувствуют такие вещи: их не обманешь! Да и остальные исполнители не отстают, растрачивая за час немыслимое количество собственной души. Кстати, высокий уровень ставропольских кукольников отметил и режиссер-постановщик. А ведь Владимиру Бирюкову довелось поработать во многих театрах страны, и, уж конечно, есть с кем сравнивать. Не могла не поразить его обстановка, в которой живет наш кукольный.
- Такого уже нигде в России не встретишь!– с явным сожалением-сочувствием в голосе говорит В. Бирюков. – Я видел много разных театров, поскольку много езжу, ставлю спектакли, поэтому говорю со всей ответственностью. И при этом мы, взрослые дяди, на всех углах говорим о том, что дети - это наша надежда и наше будущее… На мой взгляд, ситуация просто недопустимая. Разумеется, вызывает уважение труд ставропольских коллег, которые еще что-то делают и чего-то хотят! Они умудряются не деградировать, а развиваться, работают на пределе возможного, сохраняя профессионализм. Им бы нормальные условия создать, а не нынешнее кочевание по каким-то случайным площадкам, где нет ни желаемого освещения, ни акустики, ни элементарных бытовых удобств.
Владимир Бирюков приводит в пример недавно отстроенный кукольный театр в подмосковных Мытищах – с соблюдением самых современных требования. Да и все областные города России, где есть кукольные театры, имеют приличные стационарные помещения, куда не стыдно привести ребенка. А ведь ребенок всегда ждет от встречи с театром необыкновенного чуда.
Родной Бирюкову Пензен-ский кукольный театр, делится гость, хоть и живет, как и вся отечественная культура, на постном бюджетном пайке, однако коллектив хотя бы имеет нормальную материальную базу. Не случайно, пораженный увиденным «безобразием», В. Бирюков вложил и в концептуальное решение спектакля глубокий смысл, связанный с жизнью наших кукольников. В центре сцены расположил подвижную декорацию в виде телеги под изодранным парусом – эдакий печальный символ жизни на колесах, бесприютной и пока, увы, беспросветной. Однако ж парус присутствует – как знак надежды. И прямо на телеге порой распускаются зеленые веточки. Или «вдруг» появляется забавный фонтан «писающий мальчик», весьма наглядно иллюстрирующий нужными действиями в нужных местах переживания трусливого короля. Все-таки кукольники - неисправимые оптимисты, и это замечательно.
- Дети далеко не все эти подтексты поймут, но почувствуют обязательно, - убежден режиссер. – Мы старались насытить спектакль смыслом, не забывая, естественно, что делаем сказку. Театр не должен опускаться до уровня массового зрителя, наоборот, зритель должен тянуться за театром, расти, приобретать что-то для себя новое. Тут наши позиции со ставропольским коллективом полностью совпадают. Вместе с мастерством актеров это и дало, думается, хороший результат… А вот возвращаясь к ситуации с театральным зданием, хочу сказать: так проявляется отношение государства не к культуре даже – к детям. У этой власти просто нет сердца! Давайте называть вещи своими именами… Покупая собственному ребенку подарки, мы ведь не задумываемся о том, сколько на него потратили, а прежде всего хотим сделать ему приятное, правда? Потому что мы его любим. Всего лишь навсего… А может ли власть полюбить детей своего города? Чтобы они, придя в театр, могли, извините, сходить в нормальный туалет.
Очень хочется надеяться, что такой вот и эмоциональный, но и профессиональный взгляд человека со стороны заставит наши власти попытаться изменить положение театра кукол, который нынешней осенью, между прочим, отметит свое 70-летие. Эмоции земляков их, по-видимому, не задевают. И ведь не стыдно даже ни перед наезжающими к нам соседями, ни перед зарубежными гостями. Мне же после завершения спектакля вновь было больно наблюдать, как усталые кукольники складывают в ящики реквизит, чтобы потом отнести в автобус, который увезет их в… Нет, назвать это театром язык не поворачивается.
В эти дни небольшая творческая бригада театра кукол колесит по восточным районам края, выступает в школах и детских садах. Это здорово, что театр реальной работой оправдывает свое звание краевого, выходя на самого широкого зрителя. Вот только возвращаться артистам по-прежнему некуда…

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
