Какие мигранты нам нужны
Особенно досталось от этого миграционного бума южным регионам РФ, в частности Ставропольскому краю. Сейчас, кажется, бурное переселенческое половодье схлынуло, превратившись в ручеек. Как говорится, почувствуйте разницу: в 1993 году на Ставрополье, по данным краевого управления федеральной миграционной службы, только вынужденных переселенцев прибыло около 20 тысяч человек, в 1994-м – более 13 тысяч, а в 2005-м – только пять человек. Всего же на постоянное жительство в край в прошлом году приехали 23 тысячи человек, уехали в другие регионы и страны около 19 тысяч. Речь идет уже не о беженцах или вынужденных переселенцах, а просто о людях, занятых поисками лучшей доли. Идут естественные миграционные процессы – кто на заработки, кто поближе к родственникам, кто на учебу, кто туда, где климат лучше… И в край, и из края.
Итак, миграционный бум позади. А впереди, как предсказывают социологи, большинство российских регионов ожидает дефицит трудовых ресурсов, стремительное старение населения. И масса связанных с этим неприятностей. Вообще демографические проблемы, по прогнозам международных экспертов, станут основным препятствием на пути к экономическому процветанию России. Даже несмотря на то, что страна наша уже в «большой восьмерке», а по запасам природных ресурсов – богатейшая в мире держава. Все равно из-за того, что трудоспособное население ежегодно сокращается на полпроцента, темпы экономического роста будут замедляться. Еще более пессимистический прогноз высказала недавно председатель комитета ГДРФ по охране здоровья Т. Яковлева: «Один из вызовов XXI века – тяжелейший демографический кризис, поразивший Россию. Если ситуация не изменится, численность населения страны может уже к 2030 году упасть до 120 миллионов человек». Примерно такая же картина и в крае, где за один только прошлый год, по данным Ставропольстата, численность населения сократилась на 0,3 процента.
Как тут быть? И вновь на самом высоком уровне заговорили о миграции и миграционной политике. Недавно эта проблема обсуждалась в российской Госдуме, где речь шла в том числе и о серьезной корректировке миграционного законодательства. О том, насколько это актуально для будущего всей страны, рассказал директор Федеральной миграционной службы К. Ромадановский. По его данным, каждый год в Россию прибывают более 20 миллионов мигрантов, преимущественно из республик бывшего СССР. И большинство приехавших – нелегальные мигранты. Они не платят налогов и пошлин. Из-за этого российский бюджет теряет ежегодно 200 миллиардов рублей. Зато дополнительные доходы получают другие страны. По оценкам ФМС, сумма денежных переводов, отправляемых грузинскими иммигрантами из России к себе на родину, составляет 20 процентов валового внутреннего продукта Грузии, молдавские иммигранты поставляют из России треть ВВП Молдовы, таджики вывозят из РФ два бюджета Таджикистана. А есть еще китайские, вьетнамские, узбекские, украинские нелегалы. Сколько зарабатывают и вывозят они, вообще трудно подсчитать. К тому же «по сути, в стране сегодня создан самый настоящий невольничий рынок труда», считает глава Федеральной миграционной службы.
А в краевом управлении ФМС после каждого рейда по выявлению нелегальных мигрантов не устают удивляться тому, в каких условиях готовы жить и трудиться нелегалы на Ставрополье.
Их находят в гаражах и подвалах, наспех «переоборудованных» под жилье. По нескольку человек на каждом квадратном метре. Ни о какой санитарии при этом говорить просто не приходится. Вот почему незаконная миграция представляет опасность не только в качестве упущенной для бюджетов прибыли, она опасна еще и как возможный источник разного рода эпидемий.
В нашем крае больше всего незаконных мигрантов привлекают Ставрополь, Предгорный район и особенно Кавказские Минеральные Воды. Причина проста – там есть где заработать. Взять хотя бы знаменитые рынки городов-курортов, давно облюбованные торговцами из стран ближнего зарубежья, а еще из Китая и Вьетнама. Вообще торговля у нас – самый распространенный род занятий как легальных, так и нелегальных мигрантов. На втором месте – строительный бизнес, на третьем – сельское хозяйство, где на сезонных работах ежегодно бывают заняты бригады сборщиков фруктов и винограда из Украины и Молдавии.
Ну и нет тут вроде бы особой беды. Если это выгодно и местным работодателям, и самим мигрантам – пусть приезжают, работают и зарабатывают. В Москве, кстати, давно уже почти все вакансии дворников заняты приезжими из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана. Их столичные заработки вполне устраивают, ну и сама столица не в накладе благодаря тому, что на улицах чище.
Проблема в другом: как сделать нелегальную миграцию легальной. Что требуется для этого от работодателей, привлекающих иностранцев? Прежде всего нужно обратиться в бюро по трудоустройству, получить официальное разрешение, потом опять же официально оформить приезжих на работу, оплатить все положенные налоги, а еще и обеспечить сносные условия для труда и для временного проживания иностранцев. Это все, конечно, выливается в затраты, и порой немалые. Мигрантам тоже для легализации на территории РФ нужно вначале раскошелиться – ведь виза, проезд, въездная пошлина- все это денег стоит. И только потом в местном отделении ФМС можно получить официальное разрешение на работу в России. Для небогатых в своем большинстве жителей стран СНГ – все это огромные затраты. И поэтому существует серьезный соблазн пополнить ряды нелегальных мигрантов. Пусть потом месяцами приходится прятаться от каждого человека в униформе, жить в подвалах, получать гроши. А иногда и вообще ничего не зарабатывать – попробуй-ка защитить свои права в суде, если ты нелегал, а с работодателем у тебя была лишь устная договоренность про оклад и премиальные. Вот он откуда, этот «невольничий рынок труда», про который говорилось в Думе.
В прошлом году, по данным управления ФМС, в нашем крае получили официальные разрешения на работу 1600 иностранцев. Нелегальных мигрантов было гораздо больше. Их выявляли и вылавливали после каждого рейда. Только в этом году по решениям судов 34 иностранца уже депортированы из края. А в целом по России только каждый шестой иностранец трудится на законных основаниях. 85 процентов приезжающих в РФ на работу - нелегалы. Кроме всего прочего это еще и благодатная среда для криминалитета всех мастей, а прежде всего наркодилеров. Да и у террористов есть шанс найти нужных клиентов среди нищих, запуганных и готовых на любую работу нелегалов.
В общем, с какой стороны ни взглянуть - плохо это, что в стране с серьезным дефицитом трудовых ресурсов миллионы приезжающих находят лишь возможность для подпольной работы, спрятанной и от законов, и от налогов. Мне, конечно, могут возразить. Мол, и среди россиян сейчас более пяти миллионов безработных. Однако далеко не все и них готовы идти в дворники, посудомойки или отправляться за «длинным рублем» в далекие северные регионы. А для граждан Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, где многодетные семьи сейчас умудряются выживать всего на 10 долларов в месяц, найти в России работу хотя бы на три-четыре тысячи рублей в месяц - большое счастье. К тому же до сих пор слишком много в этих республиках наших соотечественников - и русских, и русскоязычных, которые, несмотря ни на что, по-прежнему Москву считают своей столицей, а Россию - последней надеждой выбиться из нищеты.
Есть шанс, что не сбудутся мрачные прогнозы социологов по поводу грядущей демографической катастрофы в РФ, исходя из сегодняшних показателей смертности и рождаемости. Все-таки ежегодно в страну приезжают 20 миллионов так называемых трудовых мигрантов. Беда только, что, по данным ФМС, лишь 15 процентов из них после этого работают и живут здесь легально. Государственная Дума РФ в ближайшее время пересмотрит основы миграционной политики, примет новые законы. Их проекты уже готовы. Предусматриваются, в частности, различные варианты «выхода из тени» нелегальных мигрантов, разовые амнистии для них и более прямой путь к законному статусу. Естественно - с последующей постановкой на миграционный и налоговый учет. Все это сулит обоюдную выгоду и государству, и приезжим иностранцам. Планируется ввести и упрощенный порядок предоставления желающим российского гражданства. Это тоже делается ради взаимной выгоды - и для страны, и для тех, кто готов в нее приехать. Кстати, за один только прошлый год россиянами стали 507 тысяч иностранцев, в основном из стран СНГ.
Другой вопрос - а не получится ли у нас, как во Франции, которая долгие годы привечала у себя выходцев из африканских и азиатских стран, а они свою новую родину не так давно «отблагодарили», громя богатые кварталы и сжигая тысячи машин? Ответа на него никто сейчас дать не сможет. Все будет зависеть от действенности российских законов, от условий жизни в РФ, от экономического развития и от самих мигрантов. Но в отличие от Франции у нас пока речь идет только о том, чтобы облегчить въезд, легализацию и получение российского гражданства для бывших соотечественников по Союзу.
Но в любом случае надо готовиться к тому, что это законодательство может вызвать еще один миграционный бум в стране. Скорее всего, значительно прибавится забот у местных органов федеральной миграционной службы. Впрочем, если в начале 90-х бум этот вызван был крахом Союза, военными конфликтами и экономической разрухой, на сей раз все не так мрачно: если иностранцы стремятся в Россию на жительство - это признак, что жизнь у нас налаживается.