ДК - с молотка, или pабота над ошибками
Эту громадину, облицованную с фасада розовым туфом, язык не поворачивается назвать Домом культуры. Дворец, в полном смысле слова. С десятками помещений, громадным зрительным залом, двумя библиотеками…
Тогдашний председатель колхоза «Правда» Василий Шелухин все делал с размахом. По его инициативе был газифицирован поселок, построено жилье для молодых специалистов. И означенный дворец, где помимо ДК с комфортом разместились правление сельхозпредприятия, администрация поселка, почта, сберкасса, узел связи, местное отделение водоканала, быткомбинат. Отапливать, содержать в порядке такую громадину было непросто. Но колхоз не бедствовал. Да и не существовало тогда четких границ между колхозной и государственной собственностью: сельсовет свой посильный вклад вносил, сберкасса и связисты тоже в стороне не оставались…
Беда пришла, когда начались всякого рода реформы и реорганизации. Колхоз, накрытый волной поспешной деколлективизиции, быстро захирел, практически обанкротился. Содержать центральную котельную ему стало не под силу. А в 2003-м пришел инвестор – Северо-Кавказский Агрохим. Вложил какие-то деньги в хозяйство. В собственность к нему перешли мехток, гараж, другие производственные помещения. И Дом (или все же дворец?) культуры.
Вообще-то, здание должны были передать в собственность муниципальной администрации поселка. Но история здесь настолько запутанная, что разобраться в ней могут, пожалуй, только профессиональные юристы. И то не сразу. Дело в том, что в 2003-м, когда происходила эта самая «приватизация», главой администрации поселка был Сергей Пожидаев, нынешний генеральный директор ООО СП «Правда» (читай главный представитель инвестора). Сергей Васильевич так и не смог толком объяснить, как случилось, что ДК, реально стоивший не один десяток миллионов рублей, «ушел» к Северо-Кавказскому Агрохиму всего за триста тысяч. Мол, то ли документацию соответствующие службы вовремя не подготовили, то ли еще какой казус случился…
Теперешний глава поселка Николай Шелухин придерживается совершенно иного мнения. По его словам, вместе с первыми лицами районного руководства он побывал в комитете имущественных отношений края. Документы отыскались. И решение о передаче объекта в муниципальную собственность вроде бы имеется. Но и у инвестора есть документ, подтверждающий право собственности…
- А что, собственно, изменилось? – задается вопросом С. Пожидаев. – Никто никого из здания не гонит. Арендную плату, причем минимальную, берем только с водоканала, почты, связистов да Сбербанка. Остальные как жили, так и живут.
Так, да не так. Как только строение отключили от центральной котельной, очаг культуры погас. В буквальном смысле слова. В зрительном зале, других помещениях температура та же, что и на улице. Работники ДК сгрудились в тесном кабинете вокруг электрического камина.
- Работа кружков у нас почти полностью парализована, - рассказывает исполняющая обязанности директора дома культуры Нина Буркова. – Кто ж детей к нам отпустит, если в комнатах минус пять?
Концертные программы, тематические мероприятия регулярно готовят и сами работники ДК. Но что толку: люди-то не идут. Даже молодежь, у которой кровь горячая, из-за той же холодрыги дискотеки перестала посещать. А раньше сотни полторы ребят и девчат на танцах собиралось. Теперь жизнь в учреждении культуры оживится не раньше апреля. И выхода из тупиковой ситуации пока не видно.
Ранней осенью 2005-го инвесторы обещали к ноябрю наладить в ДК отопление. Но обещания так и остались обещаниями. Правда, в администрации поселка и в правлении сельхозпред-приятия автономное тепло появилось. Но и тут закавыка.
- В администрации всего несколько комнаток, - рассказывает Николай Шелухин. - На свой страх и риск (а вдруг завтра из здания попросят?) поставили небольшой котел, затраты не столь уж велики. Но нам никто не позволит тратить десятки тысяч, чтобы подвести тепло к зрительному залу, другим помещениям ДК: здание-то официально чужое…
По той же причине не были использованы два миллиона рублей, целевым образом выделенные в прошлом году из районного бюджета на ремонт очага культуры: делать такой подарок дяде-инвестору по меньшей мере опрометчиво. Миллион направили на ремонт ДК в станице Гаевской, там проблем с переделом собственности, по счастью, не возникло.
Что касается поселка Передового, то ситуация остается патовой: юристы администрации муниципального района и инвестора ведут между собой вялую борьбу, пытаясь доказать, кому же на самом деле принадлежит дом-дворец. А не успевшие еще отогреться на весеннем солнышке работники поселковой культуры с содроганием ждут очередных осени и зимы. Третьей зимы без отопления. Работа над ошибками ведется крайне медленно.