00:00, 28 февраля 2006 года

Экономика зависит от культуры

Свою первую в этом году встречу работники культуры края проведут с новым руководителем отрасли. И хотя речь пойдет об итогах года минувшего, нет сомнений в том, что назначение на пост министра Тамары Ивенской большинством воспринято и с интересом, и с определенными ожиданиями.

И это объясняется отнюдь не любопытством, а серьезной профессиональной озабоченностью: слишком непростым выдался для культуры 2005-й в связи с социальными реформами, и это вполне понятно. Так что есть основания беспокоиться о завтрашнем дне. Сегодня наш собеседник – министр культуры края Тамара Ивенская.

- Тамара Павловна, в определенном смысле вы для отрасли человек новый, хотя некоторое время назад имели к ней непосредственное отношение, работая в отделе культуры крайкома КПСС и в качестве депутата краевого совета. У вас уже сложились какие-то впечатления о состоянии дел, наверняка есть и собственный взгляд на будущее культуры.

- Не могу согласиться с тем, что я новичок в культуре, ибо все годы продолжала поддерживать связь с коллегами, следила за деятельностью учреждений культуры, творческих коллективов и союзов, словом, старалась быть в курсе. Мой еще советский опыт работы в культуре сегодня оказался полезен уже тем, что мне есть с чем сравнивать. Конечно, многое несопоставимо, времена изменились, но осталось, к счастью, главное: люди прекрасные. И таланты на Ставрополье не перевелись. И востребованы они чрезвычайно, как, например, ансамбль «Ставрополье», побывавший уже во многих странах мира, и другие народные и профессиональные коллективы.

Так получилось, что мне, пришедшей на пост министра в конце года, довелось отчитываться на заседании правительства за работу, проделанную до меня. Отчитываясь, я помнила о том, что это труд 14 тысяч человек. Хотелось членам правительства с болью показать истинное положение дел. Не слезу пустить, а чтобы знали: мы просим денег не потому, что жируем, а потому, что культура, ее материальная база доведена государством до ручки. Особенно на селе. Сколько там руин и развалин! За три последних года сгорело девять клубов, а в них еще были и библиотеки. И вот это все получили в «дар» в ходе муниципальной реформы сельские советы. На сходе села обсуждают: надо газ или водопровод провести, нужен фельдшерский пункт… И в череде этих забот, конечно, культура проигрывает. Тем не менее убеждена: если не будет культуры, не будет жизни на селе. Простой вопрос: где молодой человек может найти себе невесту? В клубе, на танцах, в кружке или секции. А если клуба вообще нет?

Могу привести и цифры. Финансирование культуры в прошлом году чуть превысило 60% от потребности, причем львиную долю его составляют заработная плата, стипендии учащимся и оплата коммунальных услуг. На развитие остаются крохи. Свыше 60% от числа объектов культурного наследия требуют реставрации, а средств на это опять же явно не хватает. Более того, в сложившихся условиях получила развитие такая изощренная политика на местах: памятники истории и культуры признаются аварийными и потому просто уничтожаются! Так были снесены бывшая дача генерала Решетина в Ессентуках, усадьба архитектора Семенова в Кисловодске, жилой дом на проспекте Карла Маркса, 37, в Ставрополе и другие. Отсутствие софинансирования сделало невозможным включение в федеральную адресную программу таких важных для края объектов, как книгохранилище краевой библиотеки им. Лермонтова и здание краевого театра кукол.

- Ситуация действительно угрожающая, ряд объектов надо немедленно спасать, тот же кукольный театр – проблема, перерастающая уже в политический вопрос.

- Здесь камнем преткновения стало пресловутое софинансирование. Просим помощи у центра, а нам ставят известное условие: 50 на 50. И получается так, что богатые регионы получат деньги, так как они могут найти свои «50», а мы не можем – и не получим ничего! Но руки не опускаем, собираемся убеждать федеральный центр, и уже это делаем. Недавно в крае работала московская комиссия по изучению состояния памятников, убедившаяся в правомочности наших заявок. Правда, у центра есть свои резоны. Если край на те же музыкальные инструменты с 1994 года не выделил ни копейки, то и центр вправе сказать – значит, вам не надо?

- Что-то, наверное, вам хочется сделать иначе, чем делали ваши предшественники?

- Знаете, проще всего было бы чем-то возмутиться, но я не чувствую себя вправе критиковать. Считаю важным оценить ситуацию, подумать, что можно сделать в этих условиях. Впервые в этом году бюджетом края предусмотрены средства в сумме 2,8 миллиона рублей на приобретение жилья для специалистов отрасли, проживающих в сельской местности, что позволит закрепить кадры. В последние годы это успешно практикуется в образовании и здравоохранении, а культура остается в стороне. Какие еще есть резервы? По территории края проходят нефтегазопроводы, за выведенные из оборота земли хозяйства получают компенсации, позволяющие поддерживать объекты образования и здравоохранения, культура же ими не пользуется. Сейчас мы готовим заявки в соответствующие органы для выделения учреждениям культуры средств на приобретение транспорта, музыкальных инструментов.

Вообще, должна сказать, экономика культуры имеет свои особенности: в ней очень трудно определить четкие нормативы и критерии. Невозможно сделать государственный стандарт на спектакль, поэму, книгу… В экономике культуры есть такое понятие, как экономика желаний: каждый творческий человек желает самораскрыться в масштабном дорогостоящем проекте: писатель хочет написать большой роман, композитор - создать оперу, живописец – многофигурную композицию-триптих… Но ведь это справедливое желание требует денежного эквивалента.

- Старая истина – если б наши желания совпадали с нашими возможностями…

- Да. Экономика желаний в культуре объективна, но зачастую неисполнима. С точки зрения художников, они абсолютно правы. Но с точки зрения государства, это, как говорится, требует диалога. Как подсчитать экономический эффект от спектакля? А его себестоимость возросла сегодня уже до 300 тысяч рублей, причем театр за сезон ставит семь спектаклей. При этом репертуар диктует зритель – рублем. Но в этой ситуации порой приходит на помощь хорошо забытое старое, например, социальный заказ. Ведь это было, и действовало успешно, устраивало и театр, и зрителя, получавшего качественный репертуар. Вот почему министерство культуры совместно с министерством образования организовали школьный абонемент стоимостью до 150 рублей за 10 посещений детей с родителями театров, музеев, филармоний.

Еще одна важнейшая проблема – кадры. Мы запланировали специальную коллегию министерства по этому вопросу. Постараемся активно использовать в культуре квоту для поступления сельской молодежи в средние и высшие учебные заведения на бюджетной основе (бесплатно), что позволит обеспечить кадрами село.

- Тамара Павловна, позади у культуры очень непростой год реформ. Как пережила его отрасль?

- Мы вошли в пореформенный год, в основном сохранив и сеть учреждений, и людей. В 23 сохранены отделы культуры, кроме Кочубеевского, Советского, Благодарненского и Шпаковского. Там все отдали муниципалитетам. Вряд ли нынешнее отсутствие в этих районах единого координирующего звена культуры пойдет им на пользу. Да и в целом по краю сообщество работников культуры переживает вынужденную разобщенность, при том что людям нужно встречаться, обмениваться опытом, им важно знать, как они выглядят в масштабах края, что они значат как профессионалы. В этих условиях министерство культуры должно стать принципиально иным органом, своего рода штабом, сильным методическим центром. Постараемся сделать все для сохранения самого духа культурного сообщества. Вот и на краевое совещание мы пригласили представителей всех уровней муниципальной власти. Люди должны видеть, что кто-то отстаивает и защищает их интересы, что министерство не оторвано от жизни, разделяет их проблемы и предлагает пути развития.

- По сути дела, речь идет о коренной перестройке работы министерства, видимо, нужны какие-то новые – специальные программы.

- Совершенно верно. Сегодня мы приступили к работе над проектом закона о культуре. Изменится и сама структура министерства. Здесь должны работать грамотные, мобильные специалисты, лучшие в отрасли профессионалы, способные научить других. И такие люди, успешно адаптировавшиеся к работе в новых условиях, есть. Почему бы нам не создать в культуре общественный совет, подобный Общественной палате при президенте? В него войдут авторитетные, уважаемые, компетентные люди, знающие положение на местах, к их мнению прислушается власть. Еще один пример полезного опыта прошлых лет – базовые организации по различным направлениям деятельности, на примере и опыте которых можно было бы учиться. Будем собирать людей на базе лучших коллективов – музейных, клубных, библиотечных. В наших планах также проведение выездных коллегий министерства на местах с приглашением заинтересованных сторон.

Мне довелось участвовать в отчетных районных и городских конференциях работников культуры. Хотелось узнать получше проблемы на местах. Должна сказать: люди много сделали, я просто преклоняюсь перед ними. Хотела бы поблагодарить всех за их бескорыстное служение культуре. В ней ведь не работают, ей служат. Конечно, увиденное наводит на размышления. Есть, например, районы, не принявшие участия ни в одном краевом мероприятии. Чем это вызвано? Неинтересно или не с чем ехать, исчерпали себя или нет возможности, поддержки? Во всем нужно разобраться. Страна переживает не самые лучшие годы – безработица, социальное расслоение на богатых и бедных, низкая заработная плата, в результате чего талантливые дети не всегда могут получить образование, не все могут выписывать газеты и журналы… Роль культуры в такие трудные времена особенно возрастает, народ к ней тянется.

- Не случайно, наверное, и в церковь хлынули, чтобы заполнить духовный вакуум. Но церковь одна, пожалуй, не справится.

- В беседе с епископом Феофаном мы пришли к общему выводу, что делаем одно дело: занимаемся духовным воспитанием человека. Но если церковные храмы активно реставрируются и восстанавливаются, то о наших храмах, к сожалению, этого пока не скажешь. Хотя время для этого настало.

Выдающийся японский философ-экономист Фукуяма сказал когда-то, что основы экономического поведения лежат в области сознания и культуры, а непонимание этого приводит к тому распространенному заблуждению, при котором материальные причины приписываются тем явлениям в обществе, которые по своей природе принадлежат области духа. Экономика зависит от культуры, от того, что происходит в сознании людей. Мы способны влиять на общественное сознание через конкретного человека, делать его душу здоровой, творческой, стремящейся к созиданию.

Меня, как министра, обнадеживают слова, сказанные президентом России В. Путиным о необходимости разработки национального проекта, посвященного культуре. Хочется надеяться, что наша отрасль войдет в значимые государственные приоритеты.