00:00, 12 января 2006 года

Последний полет «кукурузника»

Около двух месяцев назад возле поселка Загорский Минераловодского района упал «кукурузник». Самолет рухнул в лесополосу с высоты около ста метров, в двух километрах от радиолокационной позиции обзорного локатора аэропорта «Минеральные Воды».

Пилот самолета не пострадал. А «кукурузник», принадлежащий краснодарскому предприятию ООО «Агрокомплекс «Хлеб Кубани», по утверждению специалистов, восстановлению не подлежит.

Как оказалось, и до печально закончившегося полета самолет находился в крайне неудовлетворительном состоянии. А потому хозяева Ан-2 отправили его в починку на ближайший авиационный завод. Но, чтобы сэкономить на перевозке, решили рискнуть, и пилот добирался «своим ходом». Изношенный многолетней эксплуатацией аппарат не выдержал тягот полета. Только случайностью можно объяснить то, что его «последний путь» не обернулся человеческими жертвами.

Как рассказали в транспортной прокуратуре, не только в полостях крыльев, но и в других технических отсеках престарелой железной птицы было обнаружено множество… птичьих гнезд. Более того, сам пилот был, что называется, не совсем пилотом. Во всяком случае, с юридической точки зрения. За штурвалом сидел человек, не имевший ни свидетельства пилота, позволяющего ему управлять этим воздушным судном, ни справки врачебно-летной экспертной комиссии.

Заместитель транспортного прокурора Сергей Бочарников сообщил корреспонденту «СП», что первоначально решался вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении руководителей организации-собственника и пилота по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта). Однако после проведенной проверки было вынесено постановление о привлечении их к административной ответственности. Сергей Бочарников пояснил, что пилот и руководство фирмы нарушили правила использования воздушного пространства и правила безопасности эксплуатации воздушных судов (ст. 11.4 и ст. 11.5 КоАП РФ).

К сожалению, отмечает зампрокурора, в последнее время несанкционированные полеты стали серьезной проблемой для края. Особенно в период сезонных авиахимработ, которые зачастую проводятся на принадлежащих сельхозпроизводителям самолетах, вертолетах и даже мотодельтапланах. При этом пилоты в лучшем случае лишь в далеком прошлом имели летные свидетельства, в худшем - это дилетанты-самоучки. А летательные аппараты не снабжены ни аэронавигационным оборудованием и метеообеспечением, ни радиосвязью.

- Такие полеты, - говорит Сергей Бочарников, - несут реальную угрозу как самому пилоту, так и населению, а также воздушным судам, проводящим плановые полеты в той же зоне.

В апреле прошлого года в поселке Кумская Долина упал вертолет Ми-2. Машина полностью сгорела. Пилот, к счастью, отделался лишь травмой руки.

В августе 2003 года в результате падения легкомоторного самолета Р-40 в Буденновском районе погибли пилот и руководитель крестьянско-фермерского хозяйства.

Специалисты опасаются, что этот трагический список в ближайшее время может пополниться новыми страшными фактами. Во-первых, не секрет, что самолетно-моторный парк гражданской авиации изношен донельзя, а обновляется плохо. Во-вторых, возникло множество самостоятельных авиакомпаний, появились частные владельцы летательных аппаратов. В связи с этим резко возрос риск выхода воздушных судов из строя и возникновения аварийных ситуаций.

А правоохранительные органы, в свою очередь, говорят о другой опасности от «левой» авиации: бесконтрольные воздушные судна могут быть применены для организации криминального бизнеса, а также совершения террористических актов. По утверждению зампрокурора, население края могло бы существенно помочь правоохранительным органам, сообщая в прокуратуру о местонахождении летательных аппаратов, используемых в несанкционированных полетах.