00:00, 7 декабря 2005 года

Потребкорзина станет слаще

Необходимость разработки этого документа вызвана тем, что в июне 2006 года истекает пятилетний срок действия аналогичного краевого закона. Новый законопроект разработан министерством труда и социальной защиты населения края на основе обязательных к применению методических рекомендаций, утвержденных правительством РФ. Кроме того, при формировании нынешней потребительской корзины более полно учтены реальные затраты граждан. Изменены нормы потребления некоторых продовольственных товаров. В продуктовом наборе, например, сокращены нормы потребления хлебных продуктов и картофеля, в то же время увеличен «паек» из молочных продуктов, сахара и кондитерских изделий, мясопродуктов, фруктов, рыбы, яиц. Отдельно выделены услуги культуры. Как и на федеральном уровне, они предусмотрены в размере пяти процентов от общей величины расходов на услуги. Норма площади жилья на члена семьи уменьшена в проекте до 18 квадратных метров вместо действующих 23 – в связи с подготовкой в крае соответствующего законопроекта. Применение новых подходов к определению величины прожиточного минимума приведет к ее росту на пять – шесть процентов, что соответствует общероссийской тенденции. Комиссия в целом поддержала этот вариант. Теперь предстоит его рассмотрение в правительстве СК.

В течение года трехсторонняя комиссия неоднократно возвращалась к вопросу об обеспечении пенсионных прав жителей края. Вот и на этот раз она отметила необходимость продолжить разъяснительную работу. Связано это с тем, что среднемесячная заработная плата, с которой работодатели обязаны уплачивать взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии, в нашем крае по-прежнему остается низкой, а соответственно и размер будущей пенсии формируется недостаточными темпами. Если плановый фонд оплаты труда в целом по Российской Федерации (по отчетным данным за полугодие) выполнен на 100,3, по Южному федеральному округу – на 104,5, то по Ставропольскому краю лишь на 94 процента. Довольно существенными оказываются сокрытые от налогообложения выплаты.

Из-за того, что работодатели уплачивают страховые взносы не полностью, возникла большая задолженность по платежам в бюджет ПФР: на начало года она составляла 764 млн. рублей. Из них на долю предприятий, прекративших деятельность, но не ликвидированных, приходится 218 млн. рублей. Ясно, что эти взносы, как и часть будущей пенсии, навсегда потеряны для застрахованных лиц. Такими же потерянными для расчета пенсии можно считать и долги предприятий-банкротов. Недобросовестные руководители применяют процедуру банкротства как аспирин от головной боли, нередко - по согласованию с руководителями местной власти. При этом о будущей пенсии работников они не думают.

Вопрос управления пенсионными накоплениями, отмечалось на заседании комиссии, актуален особенно сейчас, когда 99,5 процента всех граждан сделали выбор в пользу государственной управляющей компании, а она обеспечила доходность в первом полугодии текущего года лишь в размере 4,09 процента. А некоторые частные управляющие компании обеспечили доходы на уровне темпов инфляции или даже выше их.

На заседании комиссии прозвучало предложение: в целевые программы обучения старшеклассников, студентов и слушателей курсов повышения квалификации или подготовки кадров нужно включить вопросы пенсионного обеспечения и страхования. Сегодня такая работа организована отделением ПФР по Ставропольскому краю с филиалом Московского государственного социального университета и с одним из профессиональных лицеев Ставрополя. Но этого явно недостаточно.