00:00, 2 декабря 2005 года

Левым ходом

В былые времена два ликероводочных завода давали до 18 процентов всех поступлений в краевую казну. Сегодня работают десять предприятий, которые приносят значительно меньше доходов. Анализ исполнения бюджета края за девять месяцев показал, что план по сбору акцизов на алкогольную продукцию недовыполнен на 154 миллиона рублей. Причин финансовых потерь несколько. Самая очевидная – производственного характера. Объемы-то выпускаемых заводами края спирта, коньяков, водки в нынешнем году выросли.

Однако 60 процентов ликероводочной продукции отгружено за пределы Ставрополья. Это означает, что край пополнил бюджеты других регионов, уплатив львиную долю акцизов (80%!) по месту продажи товара. А это ни много ни мало 100 миллионов рублей. И только 20 процентов акцизов остается дома – по месту «рождения» продукции.

150 миллионов рублей край теряет только на одном коньяке: свой отправляет в другие регионы, а завозит чужой, к тому же необработанный. Чтобы довести его до ума, завершив производственный цикл, надо полностью уплачивать акцизы за ввозимое алкогольное сырье. Такие коньячные реки сегодня, к примеру, текут в край из Дагестана. В прошлом году было завезено 260 тысяч декалитров, с начала этого - 183 тысячи.

Не научились мы и торговать на собственном рынке. Организации оптовой торговли снизили объемы реализации по всем видам алкогольной продукции, если сравнивать с минувшим годом, на одну пятую. В то же время выросла розница. Но отнюдь не за счет продукции краевых производителей, а благодаря настойчивости и сноровке москвичей, краснодарцев, осетин, молдован, болгар и многих других. Причем часть их бутылок идет безакцизно, а значит, левым ходом. Торговые точки, как показывает практика, более охотно берут такой более дешевый товар. В Ставрополе еще более-менее благополучная картина - по результатам проводимых проверок теневой продукции относительно немного. А вот за пределами краевого центра бесконтрольность полная, рассказывает заместитель министра экономического развития и торговли СК Юрий Белолапенко. Недавно, к примеру, бригада проверяющих выезжала в Курский район, где торговля безакцизным алкоголем велась буквально под носом у районной администрации, правоохранительных органов. Сложная ситуация и в регионе Кавказских Минеральных Вод, наводненном подпольной водкой из Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.

Разветвленная теневая сеть по сбыту «зеленого змия», особенно в сельской местности, стала настоящим бичом. По словам и. о. начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД СК Николая Изотова, бывает и такое, что в поселке из 300 дворов леваком торгуют в десяти местах. Но поймать за руку дедушку или бабушку очень трудно. Потому что действующее законодательство не позволяет работникам правоохранительных органов идти к человеку домой только на том основании, что он продает одну-две бутылки водки. Недавно главы администраций муниципальных районов приняли обращение к руководству ГУВД СК, с тем чтобы любыми путями остановить реализацию алкогольной продукции на дому.

За последние три года количество выявленных фактов по нелегальной продаже крепких напитков в крае увеличилось в четыре раза. Но даже правоохранительные структуры признают, что глобальных изменений на алкогольном рынке края это не принесло. Теневой оборот спиртного только расширяется. По некоторым оценкам, он составляет как минимум 40 процентов, или более одного миллиона декалитров спиртного в год. Какие огромные деньги проходят мимо краевого бюджета! Недавно в комитете по аграрным вопросам, земле, продовольствию и природопользованию ГДСК прошло совещание по этому поводу. Как заметил председатель комитета Виталий Коваленко, начиная с марта этого года депутаты бьют во все колокола, но ситуация пока не улучшилась ни на йоту. Алкогольные «караваны» так и продолжают покорять краевой рынок, вытесняя местную продукцию. На встречу депутаты пригласили представителей ряда заинтересованных министерств и ведомств. Получилась интересная разноголосица. Одни сетовали на отсутствие государственной монополии на производство спирта и спиртных напитков, вторые - на недостаточную работу правоохранительных органов, третьи - на церберовские правила современного рынка, четвертые - на несовершенство законодательной базы. На все это председатель подкомитета Александр Шиянов заметил:

- Мы живем в едином экономическом пространстве, работаем по одним и тем же законам. Так почему, в частности в соседних регионах, алкоголь действительно является источником пополнения бюджета? К нам потоком идет завозной алкоголь, а к ним непросто войти со своей продукцией. Там знают, что производство спиртного - это прибыль, оттого и не пускают к себе никого.

Проблема пополнения доходной части бюджета за счет алкогольной продукции остается открытой, до сих пор в ее решении не достигнуто взаимопонимания краевых служб, отметил Виталий Коваленко. Депутаты предложили возобновить работу специальной межведомственной комиссии, деятельность которой в свое время приносила определенные результаты. Как бы там ни было, вдвойне непростительно: иметь свои виноградники, производственные мощности, выращивать рекордный в России урожай продовольственного зерна и при этом оставаться на бобах, не получая должной прибыли.