Имя и творчество заслуженного художника России Евгения Федоровича Биценко хорошо знают и любят не только в нашем крае. В эти дни художник отмечает свой юбилей – 75 лет со дня рождения и почти полвека творческой деятельности в Ставрополе. Многие помнят персональную выставку мастера в 2000 году в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств было показано свыше 200 произведений живописи, графики, многие впервые. В этот раз художник решил отказаться от выставки не потому, что показывать нечего – за эти годы наработано много, просто встречаться с друзьями (по-иному своих зрителей художник и не мыслит) можно по-разному. Евгений Федорович Биценко

Евгений Федорович всегда сторонился суетности. Для него главное – поиск истины не напоказ. Может, и не сразу пришел к этому, но воспитал в себе кропотливость в творчестве, терпеливое отношение к признанию. Мудрость пришла сама – и вспомнились еще из детства пророческие слова матери о том, что рано или поздно каждый человек приходит к Богу, а значит, и к истине, но дорога у каждого своя.

Дорога Е. Биценко со своими трудностями и радостями, на редкость светлая. Родные места – тихая, как и вся Россия, многострадальная Мещера. Спас-Клепики, – провинциальный город, надолго сохранил ощущение былой купеческой зажиточности, устойчивости патриархального уклада, что связано не столько с архитектурой, но прежде всего с собственной семьей – многодетной и глубоко верующей. А еще Рязань и Спас-Клепики – это Есенин, с его пронзительной болью, даже сквозь безудержное веселье. В школе, где учился поэт, а позже и Е. Биценко, заставший еще тех же преподавателей, сегодня – музей, и один из экспонатов – монументальный портрет Есенина, выполненный его земляком – Евгением Федоровичем.

После окончания Рязанского художественного училища, затем Художественного института им. И. Е. Репина (бывшая Академия художеств) в Ленинграде Биценко попал на Ставрополье. Степной край, так непохожий на лесистую Мещеру, стал родным. Здесь он стал зрелым мастером, заслуженным художником России, здесь – семья и сыновья, старший из которых, Максим, пошел по стопам отца.

Работая на Ставрополье, никогда не забывал своей малой родины – частые поездки, и как всегда, огромное количество работ. Е. Биценко не принадлежит к художникам «места». Он русский художник, художник России, для него везде важны люди, характеры. Может, поэтому и жанр любимый – портрет. И сколь бы ни близка была живопись, рисунку отдает предпочтение. Карандаш, пастель... А рисовальщик Биценко виртуозный. Сколько на своем веку создал он их – портретов, этюдов, набросков – простых и прекрасных лиц Рязанщины, Ставрополья, Подмосковья.

Неравнодушный к человеку, Биценко пытается понять, что же есть человек. Что он есть когда-то давно, вчера, сегодня? Может поэтому в его творчестве появлялись сатирические нотки и гротеск. В странное «перестроечное» время художник создает серию пастелей – острых, с ярко выраженной социальной направленностью, несмотря на присутствующую вневременную иносказательность, и она, помнится, вызвала неоднозначную реакцию со стороны зрителя и коллег. Была еще и библейская серия: не только образ Христа, но многие сюжеты и герои Ветхого Завета оказались созвучными нашему времени. Художник показал нам: не меняется человек. Все качества его характера давно уже определены, и какое бы время ни стояло на дворе, определения даны историей: подлость и алчность, ложь и предательство, но также любовь и добро, ум и самопожертвование.

А это значит, что есть и другой человек. И не важно, к какой эпохе он относится, любое время дает своих героев. Таких героев художники отец и сын нашли здесь, на Кавказе, в Чечне. В течение трех лет (1999-2001) вместе с бойцами Итум-Калинского погранотряда летали они на боевых вертушках на границу Чечни и Грузии и в Аргунское ущелье. Новая серия с нехитрым названием «Путевые наброски. Репортаж из Аргунского ущелья» показывает этих героев – военачальников и простых солдат, все тех же людей Рязанщины, Смоленщины, Сибири, Урала, Ставрополья. Они все герои, герои будничные, но каждый день, каждая минута, проведенная на границе, – это проявление героизма. У серии «Путевые наброски» нет завершения. Ее продолжение в выставках – в Ставрополе, в Рязани, в Москве. Три года путешествует она по городам России. И нет ничего важнее для художников, как признание ее самими героями – теми, с кого рисовали, и теми, кто узнает себя, свою судьбу в этих незнакомых людях. За «Чеченский альбом» (почти сотня рисунков), выполненных в Аргунском ущелье Кавказа, заслуженный художник РСФСР Евгений Биценко в 2003 году удостоен звания лауреата премии Федеральной пограничной службы России «Золотой венец России».

Последние годы Евгений Федорович почти безвыездно живет в родном городе Спас-Клепики. Но, как говорит: «Ничего не изменилось». И там, и здесь друзья – природа, книги, коллеги, родные люди. Наделенный обостренным чувством духовного единения, умением и в других пробуждать активность, в Ставрополе пытался создать клуб встреч творческой интеллигенции города. На встречи приходили люди самых разных профессий – журналисты, художники, ученые, медики, профессиональные литераторы, но именно творчество объединяло всех – творческий подход к своему делу, эмоциональная чуткость к миру.

Сегодня в Спас-Клепиках у Биценко новое дело, может, одно из главных в его жизни – создание галереи русского искусства. И это не пустые мечтания: уже и двухэтажное здание есть в центре города, и многие художники из Рязани, Подмосковья, Волгограда откликнулись на призыв Евгения Федоровича – безвозмездно передать свои произведения в фонд будущей галереи. Сам автор передает родному городу более 700 своих работ. Идею подхватили и в Ставрополе известные мастера – заслуженные художники России П. Гречишкин, Г. Киракозов, А. Соколенко и другие согласны участвовать в создании галереи. Но Биценко неутомим, его темперамент созидателя толкает к следующему – рядом с отчим домом, где сегодня живет художник, построить дом-мастерскую, двери которой будут открыты для всех друзей, для всех желающих творить. И эта идея уже начинает воплощаться. А вокруг – уже дает свои первые плоды сад, посаженный художником, и клумба-цветник радует глаз с ранней весны до поздней осени. Чего только нет здесь – и душистые пионы, и гордые гладиолусы, и царственные георгины. Многие из них привезены с юга, и саженцы не чужие – из садов ставропольских друзей.

Мы поздравляем Евгения Федоровича с замечательной юбилейной датой, мы – это его зрители и друзья художника: коллеги по цеху А. Соколенко, Ю. Ананьин, Г. Киракозов, Е. Саврасов, А. Чемсо; писатели и журналисты В. Чернов, И. Романов, Г. Мирный; деятели науки и культуры К. Штайн, В. Госданкер, А. Гирько, Л. Козлова; и, конечно же, сотрудники Ставропольского краевого музея изобразительных искусств и все наши посетители, почитатели таланта Мастера.

Ольга БЕНДЮК