Немедицинское вмешательство
О том, как этот непростой процесс протекает в ведущем ЛПУ Ставрополья – бывшей краевой больнице, именуемой ныне «Ставропольским краевым клиническим центром организации специализированных видов медицинской помощи» (СККЦОСВМП), мы беседуем с его главным врачом, доктором медицинских наук, профессором Владимиром КОШЕЛЕМ.
- Владимир Иванович, изменились ли со сменой названия статус вашего лечебного учреждения, его взаимоотношения с центральными районными и городскими больницами?
- Статус остался прежним – государственным. Коллектив как работал, так и работает. По-прежнему к нам поступают самые тяжелые больные со всего края. Правда, есть опасение, что теперь их число может уменьшиться – ведь муниципальные ЛПУ будут заинтересованы в том, чтобы не направлять к нам пациентов, а лечить их у себя. Думаю, вряд ли это послужит благу больных, потому что городские и районные больницы, не говоря уж о поликлиниках, не имеют того оснащения современным диагностическим и лечебным оборудованием, каким располагает наш центр. Вот, к примеру, только одно недавнее приобретение – новая аппаратура для клинической лаборатории фирмы «ЭББОТ», позволяющая выполнять более 200 наименований исследований, открыть службу «скорой лабораторной помощи». Да и профессиональный уровень нашего персонала говорит сам за себя: у нас работают шесть докторов медицинских наук и 42 кандидата, десятки специалистов, имеющих высшую квалификационную категорию.
Следует отметить, что ряд врачей высказывают мнение, что децентрализация власти, обусловленная Федеральным законом № 131, особенно на первом этапе, не будет способствовать полной реализации конституционного права граждан на охрану здоровья. И главная причина – финансирование отрасли, которое в результате нововведений не улучшится, прежде всего на муниципальном уровне.
- Ваш коллектив на протяжении последних лет выступал не только в крае, но и в стране пионером внедрения индустриальной модели управления качеством медицинской помощи. За ее разработку и использование больнице была присуждена премия правительства Российской Федерации. Продолжается ли работа в этом направлении?
- Конечно. Мы углубляем и совершенствуем ее. Есть и убедительные результаты. Применение клинических путей, оптимальных доказательных медицинских вмешательств на всех этапах диагностики и лечения каждого больного, ежедневный анализ и контроль их эффективности позволили повысить качество медицинских услуг, интенсивность труда врачей и медсестер. В итоге время пребывания пациентов в нашем стационаре сократилось с 18,3 до 10,6 дня, увеличилось число проводимых хирургических операций. Теперь ежегодно мы пролечиваем примерно на 1000 человек больше, чем в предыдущие годы, показатели «работы койки» у нас одни из лучших в Южном федеральном округе. Уменьшилась и стоимость лечения одного больного. И еще, как свидетельствует анкетирование, стало заметно больше пациентов, удовлетворенных медицинской помощью в нашей больнице.
За достижение этих результатов коллектив был удостоен не только премии правительства Российской Федерации, но и ряда других, в том числе и международных наград. Вот и в нынешнем году мы завоевали медаль и диплом на конкурсе «Европейский гран-при за качество». Приглашены в Женеву на церемонию вручения, которая состоится в начале октября.
- Поскольку теперь первичная медицинская помощь должна быть сосредоточена в основном на муниципальном уровне, то вашей многопрофильной больнице остается одно: развивать специализированные виды медпомощи. За последнее время удалось ли освоить новые технологии?
- Мы начали применять аллопланты в глазной практике, титановые протезы при ЛОР-патологии, новые лекарственные схемы в неврологии, терапии, ревматологии. Нельзя не отметить и успехи врачей хирургического профиля: они выполняют операции аортокоронарного шунтирования, стентирования, эмболизации сосудов при гинекологической патологии, освоили новую методику удаления аденомы гипофиза, выполняют значительный объем лапароскопических вмешательств. Есть достижения у наших врачей и в борьбе с такими тяжелыми заболеваниями, как вирусные гепатиты. На очереди – хирургическое лечение детей с врожденной патологией сердца.
- Появляется все больше сообщений о том, что модернизация отрасли не ограничится разделением медицины на государственную и муниципальную, что предстоит более серьезная реформа – с изменением форм собственности, созданием автономных некоммерческих организаций…
- В правительстве РФ разрабатывается новая концепция российского здравоохранения на основе опыта европейских стран и США. Наши медики ее ожидают с тревогой. По некоторым данным, идеологи этой модернизации предлагают сократить количество врачей в расчете на 10 тысяч населения, чтобы уменьшить дефицит финансовых средств. Сейчас в России этот показатель выше, чем в Европе, хотя и снизился за последние 5-7 лет. У нас зафиксировано снижение, а в Европе, наоборот, увеличение, т.е. нам они советуют одно, а у себя делают другое. Между тем ситуация в России иная, чем на Западе. Там на здравоохранение тратят более 6% ВВП, а у нас – меньше 3%. Если следовать рекомендациям международных экспертов, в стране предстоит упразднить 300 тысяч врачебных должностей. Куда пойдут оставшиеся без работы люди? У нас нет возможности ни трудоустроить их, ни переквалифицировать.
Но разве сейчас в России ощущается переизбыток медиков? Взять нашу больницу, где трудятся 1316 человек. Нагрузка на каждого огромная, и нет ни одного лишнего человека. Нас призывают сократить число узких специалистов - офтальмологов, педиатров, неврологов и т.п., сделать ставку на врачей общей практики. Но в Европе и США создают так называемые групповые врачебные практики, в которых работают один врач общей практики и несколько узких специалистов, т.е. по сути маленькие поликлиники.
Мы считаем, что врач общей практики в первую очередь найдет должное применение в сельском здравоохранении, а в городе он не сможет заменить гинеколога, кардиолога, окулиста и других специалистов. Это, кстати, уже подтвердил опыт наших прибалтийских коллег. К тому же не следует забывать, что для создания сети врачей общей практики нужны время и средства. Нельзя за полгода превратить участкового терапевта во врача общей практики, да и материальной базы для этого пока нет. В то же время мы полностью поддерживаем такое направление реформирования здравоохранения, как укрепление амбулаторно-поликлинического звена.
Вторая проблема, которая вызывает беспокойство медиков, это предполагаемое изменение организационно-правовых форм учреждений здравоохранения, обусловленное вхождением отрасли в рынок. Поговаривают (хотя должной ясности нет и нет честного ответа на вопрос: будет ли приватизация ЛПУ), что развитие пойдет по пути создания автономных некоммерческих организаций. Если изменятся формы собственности, это повлечет за собой появление дополнительных налогов – на землю, здания и т.п., что ляжет на плечи администрации лечебного учреждения и налогоплательщика. Авторы новой концепции рассчитывают, что уменьшится количество больных в стационарах за счет укрепления амбулаторного звена, но госзаказ на бесплатную медицинскую помощь якобы сохранится. В этом предложении есть рациональное зерно, но оно требует тщательной проработки.
В связи с предстоящим реформированием хотелось бы понять, как будут ЛПУ в новых условиях обеспечиваться, к примеру, медицинским оборудованием. Не придется ли часть расходов перекладывать на больного?
На некоторые из вопросов ответил Владимир Путин в своем недавнем выступлении на встрече с членами правительства, президиума Госсовета и руководством Федерального Собрания страны. Нас обрадовало его заявление о том, что к 2008 году не менее чем в четыре раза возрастет число пациентов, которым будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь за счет федерального бюджета, что значительно увеличится оплата труда врачей и медсестер, при этом ее размер будет прямо зависеть от объема и качества лечения. Но ясно еще не все. Так что, грядущие перемены ожидаем с надеждой и волнением.