Прекрасные глаза мира
Преподаватель русского языка и литературы Ставропольского кооперативного техникума экономики, коммерции и права Мария Писаренко коллекционирует… яйца. Из дерева и металла, хрусталя и фарфора, стекла и камня.
Все полки в домашней гостиной Марии Писаренко уставлены редкой коллекцией яиц – их за два десятка лет хозяйка собрала более 600! Здесь даже люстра своими формами соответствует тематике коллекции.
– С чего началось увлечение? – переспрашивает меня Мария Алексеевна. – С комода матери. После того как мама ушла из жизни, я стала пересматривать ее вещи и обнаружила вот эту диковинку. – Писаренко протягивает мне яйцо из зеленоватого смальтового стекла и продолжает:
– К маме оно перешло от ее отца, моего деда Кирилла. А как к нему попало, затрудняюсь сказать. Видите, по бокам выгравировано: «Христос воскрес!» И имя – Феоктистий. Кто такой, теряюсь в догадках. Дата четко сохранилась – 1902 год. Думаю, неспроста мои предки хранили это произведение искусства. По сути, яйцо – символ всего живого, а коли так, то оно олицетворяет и саму жизнь, и многоликость нашего бытия. Да и сам мир… Так что, образно говоря, яйца – это своего рода глаза мира.
– Вы философ, Мария Алексеевна!..
- Нет, просто мне кажется, что мир воплощается именно в этом символе и вечен, как само яйцо. Кстати, с давних времен на Руси ему поклонялись, чуть ли не боготворили. Вспомните, например, сказки о золотом яичке, о душе Кощея, упрятанной в яйцо… По преданию, вся наша Вселенная появилась из яйца. А потом Господь создал Солнце – тот же «желток», и небеса – тот же «белок». А у человека лик, заметьте, овальный… Оболочка яйца – это святость, через которую Бог явил нам своего Сына. Потому мы и Пасху празднуем, что из гроба, словно из скорлупы, вознесся Христос на небо. Разукрашиваем яйца, как символ радужности и торжества жизни...
Мария Алексеевна настолько убедительно говорит, что я и не пытаюсь возразить. Зачем? От ее размышлений на библейские темы веет такой искренностью и теплом. А это, пожалуй, самое главное.
Каждое из ее сокровищ, не побоюсь этого слова, – раритет. Писаренко бережно достает с полки небольшое яйцо из прозрачного стекла. Она привезла его из Венеции, где мастер-стеклодув, узнав о хобби русской туристки, прямо у нее на глазах сотворил неповторимое чудо. Вроде ничего, на первый взгляд, необычного – какие-то почти незаметные мазки красками по блестящей поверхности. Осторожно беру рукотворное чудо в руки, поворачиваю к свету, и моему взору вдруг открываются… цветы на лугу. Красотища – словами не передать!
Хозяйка довольна моим изумленным видом. И, чтобы усилить впечатление, тут же знакомит с другим шедевром, тоже из венецианского стекла, внутри которого что-то вроде крохотных пузырьков. Приглядываюсь пристальнее – ба! Да ведь это микроскопические яйца. Прекрасная по замыслу композиция исполнена не менее великолепно…
А вот удивительная штуковина из Ниццы: небесный купол над яйцом, словно покров, матовые проблески, овальные слезинки-живинки, напоминающие детские глаза…
Кстати, о детстве. Коллекционер гордится тем, что ей удалось приобрести триптих мастеров гусь-хрустального, запечатлевших человеческую жизнь.
– Видите, какие радужные светлые краски, – улыбается мой гид, показывая первую часть триптиха. – Это и есть наше детство – беззаботное, веселое, бескорыстное. Поворачиваем, и открываются розовые тона: юность. Очередной виток, и вот уже краски потемнели, больше стало зеленоватых тонов: отрочество. Иной взгляд на жизнь, иная и философия – чаще оглядываешься, пристальнее всматриваешься в мир, нередко замыкаешься в себе. Странно, вообще-то, получается, – размышляет Мария Алексеевна, – мы рождаемся, чтобы войти в мир свободными людьми, но только вошли, стараемся приспособиться, быть зависимыми, начинаем думать о том, как бы чего не вышло, куда можно ступить, а куда нельзя. А почему бы просто не жить? Живи! Раскрой себя, дай себе свободу! И тем не менее мы сдерживаем себя во всем, а, стало быть, живем не так, как хотелось бы. Вот о чем думаешь, рассматривая этот триптих. Просто яйцо, но какую оно несет смысловую нагрузку!..
Для Писаренко коллекционирование – не забава, не погоня за количеством. Она ни за что не возьмет работу, смысл которой ей непонятен. В ее домашнем музее нет «непрочитанных» чудес. Каждым она может часами любоваться, с каждым – по-своему общаться, чувствуя теплоту камня, энергетику дерева, холод металла…
Голландский и чешский хрусталь, российский и китайский фарфор занимают немалое место в ее коллекции. Буквально глаза разбегаются от оригинальных по исполнению яиц в виде елочных игрушек, музыкальных шкатулок, часов, матрешек, писанок.
– Фамилия Писаренко от украинского слова «писанка», что означает – писать, в данном случае – расписывать яйца, – смеется Мария Алексеевна.
Она показывает белорусские и польские писанки, прекрасную городецкую и хохломскую роспись золотом по дереву – солнечную, лучистую, ярко выражающую русскую душу. Тут и ягоды малины, рябины, калины, и лубочные картинки из старинной жизни.
– Вообще, я люблю жизнь, люблю и жить, – в глазах собеседницы вспыхивают озорные огоньки. – Радуюсь, когда в дом приходят близкие или незнакомые люди. Часто заглядывают мои студенты. Сначала все перероют, а затем аккуратно расставят.
Особое место среди этой красоты отведено пасхальным яйцам, в частности с изображениями Богоматери, Иисуса Христа. Между прочим, не так давно Мария Алексеевна бесплатно побывала в Европе – по условиям турагентства собрала 15 человек и отправилась в качестве старшей группы. В старинном соборе Милана заметила стеклянно-золотистую фигурку Девы Марии с крылышками и алым сердечком – естественно, в форме яйца. Теперь и это творение – среди других ценных экспонатов домашнего музея Писаренко.
Ценных не только по цене, но и географии, возрасту, уникальности образа и его исполнения. Рядом с шедеврами английских мастеров по металлу можно увидеть произведения художников Никарагуа, Японии, Монако, Непала, Китая – всего более трех десятков стран представлены в коллекции!
* * *
В нынешнем году она впервые решила показать свои сокровища широкому кругу, хотя это не так-то просто: бережно упаковать, а потом сформировать экспозицию, представить на всеобщее обозрение. Ставропольцы были потрясены увиденным, о чем и написали в книге посетителей. Сейчас Марии Алексеевне предлагают организовать подобные выставки и в других городах края, в частности на Кавминводах, но она пока в раздумьях – дело весьма хлопотное. Конечно, ей хотелось бы познакомиться с такими же неистовыми собирателями, по возможности наладить обмен работами. Если получится, это будет уже новый этап в ее хобби.