00:00, 30 августа 2005 года

Крестьян попросят «исповедаться»

- Как вы помните, в прошлом году в четырех регионах страны – Краснодарском и Красноярском краях, Саратовской и Пензенской областях - прошла пробная сельхозперепись, - говорит она. - В конце 2004 года были сделаны определенные выводы, которые взяли, так сказать, на вооружение остальные регионы России. Вот с этого момента на Ставрополье и началась подготовка к переписи. Определено количество объектов, которые ожидает анкетирование, подготовлены проекты необходимых документов, сделаны расчеты затрат на наем переписчиков, помещений, транспорта…

- Словом, определена в том числе и экономическая составляющая, имеющая большое значение в предстоящем государственном деле.

- Да, вы правы. Сейчас начинается новый этап подготовки переписи. Сформирована внештатная служба помощников, подобраны уполномоченные. На днях Ставропольстат завершает тиражирование бланков для составления списков объектов, которые будут направлены на места. Районные и городские статистические органы получат необходимую электронную технику с программным обеспечением. В ближайшие дни планируем провести семинар с их работниками, а также привлеченными на время переписи.

- Нина Сергеевна, по сути, у статистиков нет опыта в проведении столь масштабной акции, ведь сельхозперепись в нашей стране проводилась почти век назад, когда все было абсолютно по-другому. Придется что-то открывать для себя?

- В последний раз подобное исследование проводилось в России в 1920 году. В последующие годы статистики подвергали «инвентаризации» лишь отдельные сегменты сельского хозяйства, к примеру, перепись посевных площадей, садов, скота и т.д. Сегодня без полномасштабного обследования аграрного сектора уже не обойтись. Ведь в нем произошли значительные изменения: распались многие колхозы и совхозы, развиваются частное предпринимательство и фермерство. Существенную роль в экономике стали занимать личные подсобные хозяйства населения. В то же время отсутствие подробной информации о ситуации на селе не дает возможности государству принимать правильные решения в сфере агропродовольственной политики.

- Cудя по всему, сотрудников Ставропольстата и их общественных помощников ожидает огромная нагрузка. В скольких хозяйствах края придется побывать с опросными листами?

- Объектами переписи станут все юридические и физические лица, являющиеся собственниками, владельцами или арендаторами земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции либо имеющих сельхозживотных. Таким образом, на Ставрополье переписью будет охвачено 1350 сельскохозяйственных предприятий (крупных и средних, малых и подсобных), свыше 15 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, около тысячи индивидуальных предпринимателей, 750 тысяч личных подсобных хозяйств населения и свыше 700 садоводческих и огороднических объединений.

- Бывая в различных хозяйствах, приходится сталкиваться с тем, что некоторые руководители опасаются: не будет ли сельхозперепись чем-то сродни фискальным мерам, мол, полученные в ходе опроса данные в конечном итоге обернутся против самих же производителей. Есть ли основания для таких опасений?

- Однозначно, таких опасений быть не должно. Законом о ВСХП, в частности статьей 12, определены гарантии защиты сведений, содержащихся в переписных листах, т.е. они будут конфиденциальными, не подлежащими разглашению, и использоваться только для статистических целей - для получения сводных информационных ресурсов. В фискальные органы эта информация не попадет. Статорганы, на которые возложены организация и проведение переписи, это гарантируют.

Надо сказать, что аналогичные опасения были и перед всеобщей переписью населения 2002 года. Но фактов разглашения в крае не отмечалось. Все прошло спокойно. Поэтому очень важная роль отводится информационно-разъяснительной работе среди населения.

- По вашему мнению, с какими трудностями придется столкнуться в ходе сельхозпереписи?

- Практика проведения пробной переписи показала, что самые большие трудности возникают при составлении списков объектов переписи. Для этих целей рекомендовано использовать несколько источников: сведения о землепользователях Роснедвижимости, списки плательщиков земельного налога из налоговых органов, данные владельцев земли Ростехинвентаризации, информация ветеринарной службы и т.д. Отсутствие информации на электронных носителях будет серьезно затруднять и замедлять процесс ее сопоставления из всех источников и формирования списков.

Кроме того, проблемы возникнут, думаю, при переписи фермеров. Сложно будет их всех отыскать, так как место проживания не всегда совпадает с расположением участка. И еще. В крае немало сельскохозяйственных организаций-банкротов. Заполнение переписных листов здесь будет также не из легких.

- В чем придется «исповедоваться» главам хозяйств, на какие вопросы отвечать в ходе переписи?

- Предполагается, что будет четыре вида переписных листов – для сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств, а также садоводческих, огороднических объединений. А «исповедаться», к примеру, руководителям сельхозпредприятий, придется в следующем: какими видами экономической деятельности занимается организация; ее трудовые ресурсы и их демографические характеристики; земельные ресурсы и их использование; посевные площади, а также площади многолетних насаждений; поголовье сельскохозяйственных животных; реализация сельхозпродукции; технические средства и производственные помещения.

Именно такие вопросы содержались в переписном листе в пробной переписи. Для проведения ВСХП 2006 г. переписные листы еще не утверждены.

- Нина Сергеевна, насколько итоги сельхозпереписи будут востребованы, по-настоящему кому-то полезны?

- В первую очередь, они будут иметь огромнейшее значение для разработки эффективной агропромышленной политики и формирования полной информации о состоянии продовольственного комплекса, существенно влияющего на экономическую безопасность страны. Итоги переписи помогут государству эффективнее использовать имеющиеся ресурсы, проводить ценовую политику, целенаправленно поддерживать отечественного производителя, оказывать действенную социальную помощь каждому сельскому жителю, занятому в аграрном производстве.