00:00, 9 августа 2005 года

Россию разделили на зоны

Все уже привыкли к тому, что любая современная реформа у нас, будь то преобразования в ЖКХ, здравоохранении, или в образовании, неизменно приводит к очередному выворачиванию карманов у простых граждан. Эта очередная реформа вряд ли станет исключением.

А началось все с того, что в ходе преобразования Федеральной почтовой связи ее управления в регионах перестали быть самостоятельными юридическими лицами, лишились и права определять тарифы на доставку периодики в каждом отдельно взятом регионе. Раньше, например, управление Федеральной почтовой связи Ставропольского края рассчитывало тарифы исходя из того, во что обходится доставка газет и журналов до Арзгира, Нефтекумска или Георгиевска имеющимся в управлении транспортом при сложившихся в крае ценах на бензин и прочих местных условиях. Теперь все эти расчеты осуществляет в Москве ФГУП «Почта России». И методика расчетов едина для всех краев и областей.

Основным критерием, по которому определяется стоимость доставки прессы подписчикам, является вес печатного издания. Иными словами, газеты и журналы приравняли к заказным письмам, посылкам и бандеролям, доставка которых тоже оценивается по весу. Но Россия, как известно, - далеко не Швейцария или княжество Лихтенштейн, у нас иные расстояния, и одних только часовых поясов целых 10. В зависимости от этих расстояний, а еще от регионального коэффициента заработной платы вся территория страны разделена на 14 тарифных зон. «…Внутри каждой зоны тарифы на одинаковые издания для жителей разных регионов являются одинаковыми. Кроме того, едиными являются тарифы для физических лиц и корпоративных клиентов», - говорится в официальном сообщении пресс-службы ФГУП «Почта России».

Все вроде бы в этой методике ясно и прозрачно. «Почта России», в которую теперь на правах филиалов входят региональные управления, получает статус национального почтового оператора. И имеет право формировать единые тарифы на доставку периодики, которые раньше, как сказано в разъяснении, устанавливались «зачастую без каких-либо экономических обоснований».

Только вот что больше всего смущает – это поистине святая уверенность столичных столоначальников, будто им из Москвы виднее, сколько колдобин на рязанских, ставропольских или сахалинских дорогах, чем их коллегам на местах. Что из Москвы можно точно рассчитать, какие затраты понесут местные почтовики и во сколько обойдется доставка газет, когда в Красноярском крае зимой случатся бураны, а на Камчатке – извержение вулкана, а в Якутии раньше обычных сроков закончится период летней навигации. Кстати, даже у нас на Ставрополье в зимнюю пору иногда невозможно добраться от Ставрополя до Минеральных Вод ни на машине, ни на вертолете. А почта при этом должна доставляться еже-дневно. Несмотря на все издержки и затраты.

Нужно быть безрассудно смелым человеком, чтобы утверждать, что руководители почтового ведомства в Первопрестольной сделали абсолютно точные расчеты для всех 14 зон от Калининграда до Южно-Сахалинска. Они сами, кстати, этого не утверждают. В сообщении пресс-службы этак осторожно говорится о возможной корректировке тарифов. А как реальная и не очень далекая перспектива обозначается единая система тарифов для всей страны, без деления на зоны и без учета регионального коэффициента заработной платы. Так что готовьтесь, подписчики! Реформы будут продолжены. И скорее всего ничего хорошего «самой читающей в мире стране» это не сулит.

Но погодим говорить о перспективах. Нам бы узнать вначале, сколько будет стоить подписка на газеты и журналы в первом полугодии следующего года. Официально она начинается уже 1 сентября. Обратился по этому вопросу к руководителям и специалистам ставропольской почты. Неожиданно выяснилось, что все они, ранее охотно общавшиеся с журналистами краевых газет, будто сговорились – мягко, но настойчиво уходят от комментариев. Ну, мол, не мы теперь тарифную политику определяем, не нам за нее и отвечать, к тому же комментировать решения своих вышестоящих органов – сами понимаете… Трудно не понять.

Новые подписные каталоги должны появиться в почтовых отделениях уже в конце этого месяца. Тогда и узнаете новые цены на периодические издания. Однако по тем расценкам, которые определены для нашей тарифной зоны, можно уже смело говорить, что из-за «тарифов по весу» серьезно подорожают литературно-художественные издания вроде «Нового мира», только состоятельным людям по карману будет подписка на иллюстрированные журналы, такие, как «Огонек», «За рулем», «Эксперт». Еженедельникам-«толстушкам» вроде «АиФ», «Литературной газеты» тоже не поздоровится. Что касается районной и краевой прессы, тут вот какая арифметика. Газета форматом А2 на четырех страницах (как ежедневная «Ставропольская правда») или форматом А3 на восьми страницах (как районная газета с телепрограммой) в зависимости от плотности бумаги весит 22-24 грамма. Доставка только одного экземпляра такой «районки» подписчику будет стоить минимум 1 рубль 36 копеек. Умножаем на количество выпусков в течение шести месяцев. Если мой калькулятор не врет, только за доставку районной газеты в течение полугода подписчикам придется выложить примерно 70 рублей. Плюс стоимость самой газеты, пусть это будет 40-50 рублей. Все равно дороговато получается для небогатого в своей массе сельского населения Ставропольского края.

И ведь это все про районную прессу, для которой «Почта России» установила, как сказано в сообщении ее пресс-службы, пониженные тарифы на доставку. Краевые и центральные издания будут стоить еще дороже.

И хочется попросить: не спешите осуждать редакции и журналистов за эти новые цены на подписку, когда увидите их в каталогах. Не наша это вина, а скорее наша беда. И рады бы сделать свои издания доступнее, и вовсе не намерены наживаться на своих постоянных читателях. А цены на подписку снизить не удается. Такова уж новая тарифная политика почтового ведомства.

Кому она выгодна? Уж явно не подписчикам. И не редакциям. Нетрудно догадаться, что они вынуждены будут, дабы уменьшить вес своих изданий, сокращать количество страниц (полос) в газетах и журналах и периодичность выпусков. В итоге ежедневные газеты в перспективе могут стать еженедельниками, а толстые журналы «похудеют». Ну, может быть, почта от новых тарифов выиграет? Вряд ли – считают в краевом УФПС. Ведь подписные тиражи, скорее всего, сократятся. Значит, заработать на доставке больше, чем сейчас, не удастся даже при увеличенных тарифах. Почтовым отделениям, особенно в сельской местности, опять же придется искать побочные источники доходов. Уже сейчас почти все они, чтобы удержать хотя бы минимальный уровень рентабельности и не сокращать почтальонов, торгуют то лотерейными билетами, то канцелярскими товарами, то бытовой химией. То ли еще будет…

Так получается, что новая тарифная политика «Почты России» не сулит выгоды никому. Ну, может быть, недавно созданные подписные агентства свои барыши получат? Впрочем, и по этому поводу перспективы туманны, если учитывать грядущее падение тиражей.

А напоследок замечу: буду очень рад, если ошибусь в своих прогнозах.