Мусорный ветер
Cобытия, разворачивающиеся вокруг этого завода, не раз служили поводом для публикаций в «СП». Вчера же депутаты решили выяснить, как взаимодействуют с ним муниципальные образования КМВ. Министр ЖКХ, строительства и архитектуры А. Орешков еще раз вкратце ознакомил народных избранников с ситуацией. Мусоросжигательный завод, запущенный в работу в 1987 году, сейчас переживает не лучшие времена. Призванный очищать от нечистот курортный регион КМВ, он сам стал горой проблем, которую теперь вынуждены разгребать краевые власти. Особо обострилась ситуация, когда завод после победы на выборах нынешнего главы Пятигорска В. Шестопалова был передан в муниципальную собственность. Денег, выделяемых на утилизацию бытовых отходов из краевого бюджета, не хватало на весь объем кавминводских нечистот. Муниципальные же образования исправно не платили за оказываемые услуги. В результате – ворох долгов (сейчас кредиторская задолженность составляет порядка 17 миллионов рублей), весенняя остановка завода и горы мусора, которые неизвестно куда девать в пик курортного сезона.
А. Орешков полагает, что наиболее оптимальный выход в акционировании завода. Отметим, что краевое правительство уже предлагало такой вариант, но депутаты на него не пошли, резонно предположив, что невозможно будет спрогнозировать рост тарифов на утилизацию. С другой же стороны, правительственное предложение имеет смысл. По словам А. Орешкова, если оставить сейчас все как есть, то краевая казна будет вынуждена платить 80 миллионов в год, чтобы финансировать утилизацию «муниципального» мусора, а еще
20 миллионов ежегодно потребуется на текущий ремонт. Такое финансовое бремя Ставрополью просто не под силу, если учесть, что нынешний краевой бюджет имеет полуторамиллиардный дефицит.
Первый зампред ПСК, руководитель администрации КМВ В. Михайленко, выступая по этому поводу, ушел от чисто экономических выкладок и остановился на первопричинах. Они стали возможны, по его словам, «в результате вулканической деятельности товарища Шестопалова». Краевая власть тогда, видя успехи новоиспеченного мэра (который, кстати, руководил мусоросжигательным заводом до прихода на нынешний пост), стала поддерживать городских управленцев. Сейчас же, по словам В. Михайленко, «администрация Пятигорска работает неэффективно», а мусоросжигательный завод – лишь показательное звено в цепочке городских проблем. Но у краевых властей почти нет рычагов влияния, ведь муниципальная власть независима от государственной. И вправду, дело доходит до абсурда. На вопрос, заданный В. Михайленко главным федеральным инспектором по СК А. Коробейниковым, что же сейчас происходит в Пятигорске, он произнес показательную фразу: «Я и сам об этом узнаю из СМИ».
Ситуация явно не устраивает многих, и ее нужно менять. В результате родилось решение сформировать краевую правительственную комиссию, которая в двухмесячный срок найдет наиболее приемлемый вариант. Показательно, что депутаты в нее отказались войти, хотя и планировали изначально. Мотивировкой послужила реплика, что «все же это правительственная компетенция».
Другим вопросом, вызвавшим оживленную дискуссию, стал законопроект, регламентирующий меры социальной поддержки работников бюджетной сферы, которые трудятся в сельской местности. Его давно ждут на селе, ведь закон предоставляет льготы по оплате жилья и услуг ЖКХ по меньшей мере для 70 тысяч жителей села. Учитывая низкие зарплаты, льготы ждут здесь как воздух. Но, несмотря на то, что работа над законопроектом велась несколько месяцев, нивелировать юридические разногласия в ходе думских консультаций на стадии подготовки законопроекта не удалось. Планировалось, что закон уравняет в правах государственных и муниципальных служащих. На это путем корректировки действующего краевого бюджета депутаты намерены были выделить порядка 150 миллионов рублей. О целесообразности таких действий никто не спорил, и деньги из краевой казны готовы были выдать. Подвела юридическая сторона. Дело в том, что краевая Дума распространяет свою «юрисдикцию» лишь на государственных служащих. Наделять же льготами муниципальных должны соответственно муниципальные власти.
Вчера депутаты даже говорили о том, что, приняв закон в предложенном виде, наделив одних и «обездолив» других, можно получить «социальный бунт на селе». Этой же точки зрения придерживался и спикер ГДСК Ю. Гонтарь, говоривший, что депутатам будет неловко смотреть своим избирателям в глаза во время думских каникул. Он даже в перерыве заседания горячо убеждал юристов правовой службы ГДСК «найти лазейку», чтобы не забыть о муниципалах. Закон был принят в первом чтении, его концепция все же предусматривает «всем сестрам по серьгам». Окончательный вариант планируется принять осенью. К этому времени юридическая коллизия должна быть разрешена думскими специалистами.
Затем ГДСК приступила к обсуждению формирования межбюджетных отношений в крае. Вопрос, напрямую увязанный с муниципальной реформой, проводимой в порядке эксперимента на Ставрополье, имеет первостепенное значение. Как следовало из доклада председателя контрольно-счетной палаты ГДСК А. Колесникова, практика показала, что финансовые средства аккумулируются на краевом уровне, в то время как местные бюджеты пусты и исполнять возложенные на них полномочия муниципалам просто не на что. Вместе с тем не работает и стимулирующий механизм. Планировалось, что муниципалы будут активно зарабатывать деньги для своей казны, увеличивать налоговую базу, поощрять развитие производства, налаживая связи с предпринимателями. На практике же выяснилось, что 23 из 26 муниципальных районов края не выполнили план по доходам. Полученный опыт, по заверению А. Колесникова, диктует необходимость вносить существенные коррективы в работу краевых исполнительных органов (исправив денежный диспаритет в пользу муниципалов), совершенствовать законодательство. На критику со стороны депутатского корпуса в адрес правительства нашлись аргументы у министра финансов Т. Погореловой, которая не согласилась с рядом формулировок, записанных в проекте думского постановления. Черту же подвел председатель бюджетного комитета ГДСК А. Яшкунов, резюмировав, что, несмотря на разногласия, краю все же нужно исправлять совершенные ошибки, исполнительная и законодательная власти должны на этом пути продуктивно сотрудничать.
В думской повестке дня вчера значилось более 30 вопросов. Но один из них, отодвинутый почти под занавес заседания, не может не вызвать живой интерес у избирателей. Вчера народные избранники внесли изменения в краевой закон «О статусе депутата ГДСК». Они уточняют продолжительность отпуска депутата ГДСК, работающего на постоянной основе. Наиболее же любопытными являются изменения, касающиеся депутатского жилья. Теперь «по заявлению депутата ГДСК служебное помещение, предоставленное ему для временного проживания на период осуществления своих полномочий, может быть передано в собственность депутата на возмездной основе в соответствии с жилищным законодательством. Порядок и условия передачи устанавливаются ГДСК». Сегодня на постоянной основе в краевой Думе работают 11 из 25 народных избранников. Часть из них имеют служебное жилье. Так что есть перспектива, что вскоре оно окажется в их личной собственности. Отметим, что федеральная Дума запретила своим депутатам «приватизировать» служебные квартиры.