00:00, 28 июня 2005 года

Давайте дружить сайтами!

Он отражал главные идеи, которые изначально заложены в любом состязании. Посети конкурс, найди в нем свое место, покажи себя. Поброди по Сети, познакомься с другими, посмотри на них, поучись, подними свою планку…

На конкурс было представлено почти восемьдесят сайтов от государственных, коммерческих и общественных организаций, а также отдельных разработчиков. Завершился он на прошлой неделе чествованием всех участников – тех, кто не побоялся представить свои работы на суд специалистов и кто эти работы строго и независимо оценивал.

Вадим Никонов, председатель экспертной группы:
«Любой конкурс позволяет определить общий уровень развития, помогает выявить лучших и наметить ориентиры на будущее. Проведение этого конкурса оказалось недостающим звеном в развитии Интернета на Ставрополье. Развитие невозможно без конкуренции и соревнования».

Список победителей конкурса мы уже публиковали.

А теперь расскажем подробнее – о каждой номинации, о том, за что хвалили и ругали, - словами экспертов из разных городов – веб-мастеров, специалистов по рекламе, программистов, журналистов, дизайнеров.

1. СМИ В СЕТИ: семипроцентный барьер

В этой номинации были представлены сетевые версии традиционных средств массовой информации, которые с помощью Интернета завоевывают все новую и новую аудиторию, расширяют информационное пространство своей газеты или телеканала до всемирного масштаба.

Светлана Бирюкова, корреспондент интернет-СМИ «Кавказский узел», отмечает, что для сайта регионального СМИ уже недостаточно быть лишь его сетевой версией. Нужно брать на себя функцию представительства города, края, шире использовать возможности Сети в общении со своими читателями.

В конкурсе участвовали шесть сайтов - это почти половина из имеющихся в крае веб-версий СМИ. А всего в крае зарегистрировано около 400 различных средств массовой информации, значит, сайты – всего у семи процентов. Так что внимание наших читателей отбирают межрегиональные информагентства, добывающие уникальную информацию на местном поле и выдающие ее за собственную, без ссылки на первоисточник, зачастую искажая ее, придавая ей негативный оттенок. А ведь Ставрополье в силу различных причин вызывает интерес не только в России, но и за рубежом, и кому, как не нам самим, давать оперативную и объективную оценку событий?

КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ: инструмент бизнеса

Эксперты отмечали, что растет количество компаний, которые не мыслят цивилизованное ведение бизнеса без своего представительства во Всемирной сети. Это фирмы, которые максимально сократили расстояние между собой и клиентами, которые знают, что дороже всего стоит информация, и умеют эту информацию продавать.

Радует, что на Ставрополье такой подход приживается, огорчает немногочисленность (в конкурсе представлены 22 проекта, что общую картину полностью характеризовать не может).

Зав. лабораторией веб-дизайна СевКавГТУ Анна Бенда выделяет главную причину низкого уровня многих корпоративных сайтов: так называемый «бюджетный» подход. Во-первых, руководство стремится максимально сэкономить вкладываемые средства, во-вторых, достаточно смутно понимает, что профессиональные задачи могут и должны выполнять профессионалы. Но третье – и это главное – даже не дизайн, и не технические возможности, а абсолютная непродуманность большинства сайтов. Проекты, информация в которых не обновляется месяцами, используемые лишь в качестве «визитки», не включенные в маркетинговые мероприятия, реально никакой пользы не приносят и влияют на репутацию фирмы даже хуже, чем их отсутствие.

Программист и веб-мастер Артур Дзамихов, напротив, считает, что в ряде случаев в сравнении сайтов, созданных «под ключ» в профессиональных студиях и разработанных фирмами, организациями самостоятельно, выигрывают вторые. «Свои» часто более информационно наполнены, стремятся быть живыми и полезными. И тут необходимо понимание многих аспектов, что прибыль может приносить только проект, в создание которого систематически вкладываются реальные деньги.

РЕКЛАМНАЯ ПЛОЩАДКА: привыкаем к новому

Конечно, у компании, решившей включить в свою рекламную кампанию не традиционные информационные носители – СМИ, «наружку» и другие, а компьютерные сети, возникает масса вопросов: дешевле или дороже Интернет как рекламная площадка, стоит ли его использовать, или лучше обойтись привычными средствами? У каждой ситуации свое оптимальное решение, зависящее во многом от специфики деятельности фирмы. Два заблуждения, которые пытаются развеять специалисты по интернет-рекламе: в Интернете нельзя «сделать то же самое, что другими средствами, но намного дешевле»; Интернет не заменяет традиционную рекламу, он пока только дополняет ее.

Однако, как говорится, это пока еще «не наши» проблемы. Относительно новый вид информирования о товарах и услугах с трудом осваивается покупателями и продавцами в регионах. Но в этой отрасли уже есть первопроходцы, которые успешно работают. Представлены на конкурсе были семь процентов: три кавминводских и четыре – из краевого центра.

Специалист по вычислительной технике ГУВД СК Алексей Лубянко, один из первых создателей коммерческих баз данных в ставропольском Интернете, полагает, что самая большая перспектива успешных рекламных площадок у новостных он-лайн проектов, тематических сайтов (они нацелены на определенную аудиторию) и сайтов портального типа (при грамотной политике развития и максимальной представленности сервисных услуг они могут достичь хорошей посещаемости).

СТУДИЯ: просветители, «сапожники без сапог»

Профессионалы веб-дизайна берут на себя сложную миссию – не только изготавливать и продвигать интернет-проекты, но и объяснять своим клиентам всю сложность и перспективность работы в новой информационной среде, возможности расширения их деятельности, показывать новые горизонты бизнеса. То есть их роль во многом гуманитарно-просветительская. Номинация была представлена семью веб-студиями разного уровня – от мастеров-одиночек до юридических структур, имеющих солидные портфолио и клиентскую базу. Пока сложно говорить о том, насколько это отражает общую картину, но однозначно: клиенту есть куда пойти, он имеет выбор и определенную возможность сравнивать. С него не просто возьмут деньги за созданный продукт, но научат им пользоваться, будут сопровождать, «раскручивать» ресурс. Несомненно, количество и качество сайтов прямо пропорционально зависят от уровня веб-студий.

По мнению Натальи Паршиной, заместителя директора по рекламе и маркетингу выставочного центра «Прогресс», минусом практически всех веб-разработчиков является отсутствие рекламы. Более-менее подробную информацию о них получить сложно, пока случайно не попадешь на сайт самой студии. Вот так и уходят наши заказы за границу края – в Ростов, Краснодар: соседи, видимо, усилий на самопрезентацию не жалеют!

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АВТОРСКИЙ САЙТ: дорогу осилит идущий

Эта номинация появилась в конкурсной программе незапланированно, можно сказать, что была «пролоббирована общественностью». Она оказалась очень интересной и сложной для оценки, потому что содержала самое большое количество работ (33), весьма разных как по уровню исполнения, так и по содержанию. Были представлены профессиональные разработки и домашние странички, творческие проекты и социальные инициативы, «интернет-портреты» городов и людей. Географически она тоже оказалась шире других: кроме краевого центра, о себе заявили Пятигорск, Новопавловск, Невинномысск, Нефтекумск, Михайловск.

Среди достоинств работ в этой номинации эксперты отмечают высокую креативность, нетрадиционные подходы, вполне качественный дизайн, тематическую разноплановость, развитость сервисов, которые дают возможность общения, обмена опытом. Иначе говоря, каждый частный проект отражал личность человека, его создавшего, нес тепло и открытость.

Как полагает Ирина Розина, вице-президент Российской коммуникативной ассоциации, член жюри международного конкурса образовательных веб-проектов «ThinkQuest», именно этот тип ресурсов и его создатели несут в себе тот потенциал, который при профессиональных стремлениях и благоприятных условиях покажет дорогу идущим вслед за ними.

* * *

Антон Водолазов, руководитель проекта «КМВ-сити»:

«В целом уровень развития сайтов Ставрополья оставляет желать лучшего. С другой стороны, радует то, что в последнее время стало появляться все больше сайтов, достойно выглядящих на фоне уже существующих».

КАКИМ БЫТЬ «СТАВНЕТУ»?

Конкурс высветил много интересного. Показал, что часть успешных сайтов была создана буквально за последний год, а часть имеет историю в 4-5 лет, что за короткую десятилетнюю жизнь Рунета (не говоря уже о его ставропольском сегменте) совсем немало, открыл много нового. Некоторые примеры стоят того, чтобы о них больше узнали. Вот сайт Ставропольского краевого дельтапланерного клуба, обновляющийся с регулярностью, которой могут позавидовать онлайновые СМИ: информация о соревнованиях в этом виде спорта по всему миру, протоколы турниров, рейтинги спортсменов появляются буквально с места событий. Сайт болельщиков клуба «Динамо» (Ставрополь) за несколько лет вырос из маленькой домашней странички в полноценный информационный ресурс. Были продемонстрированы различные коммерческие решения: например, один интернет-магазин, заработав себе имя и репутацию в Сети, открыл стационарные точки продажи, а другая фирма, наоборот, разрабатывая сайт, четко обозначила задачи интеграции технологий в бизнес и планомерно их решала.

Благодаря конкурсу владельцы некоторых сайтов встрепенулись, начали улучшать их, модернизировать, усиливать обратную связь с посетителями, заполнять пустующие разделы.

Возникли и вопросы. Например, зачем Невинномысску три однотипных ресурса, претендующих на роль городских информационных сайтов? Было бы логичнее их владельцам объединиться и делать один сильный ресурс. Почему так мало сайтов имеет иноязычную версию, ведь это большой плюс в информационной конкуренции? Почему плохо развиваются сайты СМИ? Заметим, что ни край, ни краевой центр не имеют полноценного информационного портала, все попытки его создать, увы, пока не увенчались успехом.

И… повторим, что энтузиазм - штука хорошая, но серьезные проекты должны иметь под собой финансовую основу. У Ставрополья есть очень важная особенность – мультисервисная сеть передачи данных (так называемое «оптоволоконное кольцо»), которая позволяет получить доступ к Интернету практически в любой точке края. Пока еще высокоскоростной доступ малодоступен для жителей, средняя заработная плата которых невелика, но, в перспективе, «кольцо» позволит полностью обеспечить растущие потребности всех пользователей. Этот потенциал может стать огромным плюсом в соревновании с другими российскими краями и областями, но при условии, если бизнесмены начнут вкладывать деньги в интернет-проекты, иначе быстрого роста качественных, мощных, постоянно обновляемых порталов ожидать не приходится, считает генеральный директор ООО «РР-ИКС», компании – системного интегратора услуги в сфере телекоммуникаций, Николай Бухалов. Он подчеркивает, что эффективность финансовой отдачи зависит от количества активных пользователей – потребителей услуг, а в настоящее время оно не высоко. Однако есть надежда, что в ближайшие 5-7 лет перелом произойдет, и те, кто сейчас является пионерами «интернетостроения», станут лидерами рынка. Темпы роста количества пользователей и сайтов на сегодняшний день в России уже выше, чем во многих странах.

А что может сделать каждый из нас? Поверить, что количество обязательно должно перейти в качество. Поставить на своем сайте «кнопочку» сайта друга, коллеги, конкурента, чтобы он в свою очередь когда-нибудь подарил своих друзей-посетителей – вам. Вспомнить, что первые интернет-странички в крае писались почти бесплатно несколькими отчаянными молодыми людьми, задавшими тон на много лет вперед. Протянуть сквозь Всемирную паутину нити, объединяющие не бездушные машины, а человека с человеком, идею с идеей.

Давайте нарисуем яркими красками портрет Ставрополья из битов-байтов. И когда развернется Десятый… Десятый открытый конкурс интернет-проектов – кто-нибудь обязательно вспомнит, что Первый был связан со «Ставрополкой»!


© Идея, организация и информационная поддержка Первого открытого конкурса Интернет-проектов «ПоСети!»: «СТАВРОПОЛЬСКАЯ ПРАВДА»


Фоторепортаж с церемонии награждения победителей конкурса «Посети!» 2005 г.


Оказали помощь в проведении конкурса и предоставили призы: СПОНСОРЫ КОНКУРСА:
ООО «РР-ИКС» - компания-интегратор услуг в сфере телекоммуникаций
Магазин Sela - ТД "Северо-Западные мануфактуры"
Фирма "РОНДО" - ресселлер "Ricoh", "Canon", "Brother"

Выставочный центр «Прогресс», ООО «Экспо-Медиа».


Забавные истории Первого конкурса :-)

Это сообщение появилось на форуме конкурса при активном обсуждении технических накладок при интернет-голосовании:
...«А в следующий раз, уважаемые юзеры, пойдете к пивзаводу за бюллетенями ежедневного голосования, там будут выдавать по одному бюллетеню с pin-кодом в руки. Потом будете письмом, подписанным PGP, через TLS отправлять на защищенный SMTP-сервер с аутентификацией через pin-код бюллетеня»...

* * *

«Вечерка» опубликовала на своих страницах информацию о конкурсе с призывом – «Поддержите сайт «Вечернего Ставрополя»! Проголосуйте за него!».
Как-то раздается звонок, и пожилая читательница спрашивает: «Деточки, а что такое сайт? Я тут прочитала, что вас надо поддержать, а как – не пойму!»


Конкурс интернет-проектов Ставропольского края «ПоСети!».