00:00, 27 мая 2005 года

Власть готовит сани

Однако первым вопросом повестки дня стал план мероприятий краевого правительства по реализации основных положений ежегодного послания президента страны Федеральному Собранию РФ. Вслед за главой государства, давшим конкретные задания федеральным министерствам и ведомствам спустя несколько недель после оглашения послания, и краевые управленцы решили не отставать. В плане на 2005 год обозначены основные направления работы, ответственными исполнителями коих являются члены краевого правительства, курирующие те или иные направления экономической и социальной сферы. Губернатор А. Черногоров, который вел заседание, особо подчеркнул, что реализовывать нынешнее послание президента необходимо вместе с предыдущим, ведь задачи, поставленные в нем, по-прежнему являются для государственной политики приоритетными. В этой связи то, что план разработан на 2005 год, можно считать чистой формальностью. Ряд обозначенных в нем мероприятий имеют более долгосрочную перспективу.

Управляющий Пенсионным фондом по Ставропольскому краю В. Попов рассказал, как идет пенсионная реформа. В целом за прошлый год пенсии на Ставрополье выросли на 14,6 процента. Средний же размер их увеличился на 240 рублей и составил немногим более 1890 рублей. В течение всего года средний размер пенсии превышал прожиточный минимум, установленный в крае для пенсионеров. Рост среднего размера пенсии в прошлом году опережал и рост инфляции.

Самым же «громким» в докладе В. Попова можно считать предложение законодательно закрепить на краевом уровне запрет работодателям платить зарплату ниже прожиточного минимума. Такие прецеденты уже существуют в некоторых субъектах РФ и экономически они вполне оправданны. Не секрет, что многие не чистые на руку работодатели заключают договоры с работниками, где указываются мизерные суммы окладов, отдавая большую часть прямо на руки, наличными и не проводя эти суммы по бухгалтерии. Это позволяет избежать различных выплат, в том числе и в Пенсионный фонд. Такие факты выявлены и на Ставрополье. Руководители исполнительной власти заинтересованно восприняли такое предложение, а значит, в скором времени стоит ожидать либо постановления краевого правительства, или даже принятия закона ГДСК, «затверждающего» эту норму. Переоценить экономический эффект таких мер сложно. По словам В. Попова, это позволит пополнить бюджеты всех уровней крупными суммами. Для скудного дефицитного краевого бюджета финансовые вливания будут далеко не лишними.

Наиболее острая дискуссия на заседании правительства возникла, когда первый замминистра ЖКХ, строительства и архитектуры Ю. Вишненский озвучил некоторые итоги работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства в прошлом отопительном сезоне и задачи по подготовке к сезону будущему. Согласно данным министерства, анализ ситуации показывает, что предприятия ЖКХ с прошедшими холодами справились лучше, чем в предыдущий отопительный сезон. Еще в августе-сентябре прошлого года специальная комиссия проверила все города и районы края на предмет готовности, что и позволило избежать неприятных сюрпризов. Между тем специалисты Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, инспектировавшие ряд территорий Ставрополья, выявили существенные недостатки. Так, в неудовлетворительном состоянии находятся некоторые жилые дома и общежития Ставрополя. С низким качеством были подготовлены жилые дома в Минеральных Водах и Михайловске. Специалисты Росстроя указали на отсутствие на момент проверки паспортов готовности жилых домов в Петровском, Ипатовском, Шпаковском, Апанасенковском районах. После того как прозвучала эта информация, руководители ряда муниципальных образований высказали претензии в адрес московских проверяющих. Они, по словам глав, во многом подходили формально к поставленным перед ними задачам, не учитывали специфику муниципальных образований.

Но главная «специфика» в подготовке к зиме – нехватка средств. Ни краевой бюджет, ни бюджеты городов и районов края не могут выдюжить в полном объеме то финансовое бремя, что ложится на них в период подготовки к зиме. Они буквально становятся перед выбором: истратить имеющиеся миллионы, чтобы капитально отремонтировать один дом или же начать на эти же средства «латать» крыши десятка многоэтажек. «Готовить» так или иначе нужно все «сани», отсюда и выбор, как правило, падает на последний вариант. Судите сами. Нормативная финансовая потребность на капитальный ремонт жилищного фонда в 2004 году в соответствии с федеральным стандартом составила 436,8 миллиона рублей. Тогда как из краевого бюджета на это было выделено 80,3 миллиона. 18 процентов от потребности.

Подобная схема, судя по всему, будет действовать и в нынешнем году. Всего на подготовку жилищно-коммунального хозяйства Ставрополья к зиме требуется более 784 миллионов рублей. В полном объеме они профинансированы, скорее всего, не будут.

Не обошлось и без нашумевшей темы энергетического кризиса в столице. Один показательный момент из выступления министра ЖКХ, строительства и архитектуры края А. Орешкова: оборудование сетей в Москве, из-за которых произошла авария, было изношено на 60 процентов. Средний же показатель износа на Ставрополье составляет 70 процентов. Причин для волнений пока нет, но чтобы избежать повторения столичной ситуации, необходимо принимать все меры, подытожил министр.

Правительство края вчера также рассмотрело ряд других вопросов.