Зачем нам вымышленные герои?
Из сел больше всего «досталось» Новкус-Артезиану. Ограничусь некоторыми замечаниями. Если вторая часть названия села с горем пополам нашла объяснение в справочнике, то первая – «Новкус» – так и осталась без дешифровки: непонятно только, как название появилось раньше артезиана, который якобы «вырыли в 1915 году». Загляни Э. Кемпинский в «Толковый словарь», узнал бы, что «артезианский – относящийся к глубоким подземным водам, находящимся под давлением». Глубина 250 метров… Вырыть такой колодец можно только с помощью фантазии. А «Новкус» - это родовая ветвь Тулугаевского куба едисанского народа (ограничимся этим понятием! - П.К.). Село унаследовало название от урочища Новкус-Кую, корни которого затеряны в вечности. Новкус-Артезианская скважина – одна из первых в Ачикулакском приставстве, которые пробивались, а не бурились, и было это не в 1915, а в 1904 году.
Не к лицу научно-историческому справочнику безапелляционно утверждать: «На средства богатых строились школы, мечети, развивалась торговля…». Много лет я работал в архивах края и ни разу не встречал примера щедрости баев, богатых и состоятельных. Все мало-мальски высокозатратные объекты коллективного пользования у кочевых и полукочевых народов, которые населяли Нефтекумский район, возводились за счет «магометанского капитала». Именно поэтому не брали денег за воду!
Следовало бы внести и кое-какую правку в неправомерное употребление понятия «племена». Даже в Соборном уложении начала XIX века они не упоминаются, а в XXI век тем более их незачем тянуть. И столыпинская реформа к Ногайским степям не имеет никакого отношения… Да, земледелию ногайцы действительно учились у русских, как русские, в свою очередь, перенимали опыт скотоводства у ногайцев. Первые русские в кочевьях стали появляться после 1916-1917 годов. Так что и огородничество, и бахчеводство стали преобладать не после столыпинской реформы, а когда появилась советская власть, когда создавались колхозы.
Даже неудобно как-то уличать уважаемого доцента Э. Кемпинского в использовании фактов невпопад. Не имея представления о землепользовании в Ачикулакском приставстве, автор запутывает аграрную и национальную проблемы. Цитирую стр. 459: «… ногайцы довольствуются примитивными орудиями труда (соха, рало, борона с деревянными зубьями). Предпочитали выращивать просо. Пшено, баранье мясо, калмыцкий чай были их главной пищей…» Вздор! И это об Ачикулаке начала ХХ века? Население русское, капитализация сельского хозяйства достигала высокого уровня: крупные землевладельцы прибрали к рукам тысячи десятин земли. Вблизи села и в округе десятки хуторов-однодворок. Развито крупное скотоводство. В Ачикулаке крупнейший племрассадник, где уже в начале века впервые стали заниматься искусственным осеменением сельхозживотных.
На этом можно было бы поставить точку, если бы не боль и обида за профанацию некоторых фактов из истории Великой Отечественной войны. Цитирую: «…до середины января Новкус-Артезиан находился под немецкой оккупацией. В январе 1943 года, после кровопролитного боя на окраине, аул был освобожден». А в действительности 1 января 1943 года германское командование начало отвод своих войск. 3 января советские войска перешли к преследованию. Немецкая оккупация 3 января фактически была уже закончена (это середина?), никаких кровопролитных боев в январе не было ни в Новкусе, ни на территории района. Так что справочник допускает очередную ошибку, утверждая, что «тогда здесь погиб А. Ачмизов…» (в январе, когда не было боев?). Герой Советского Союза Айдамир Ачмизов погиб 2 декабря 1942 года! На его могиле в с. Новкус-Артезиан установлен бюст.
Досадно и обидно, что в ставропольское краеведение так легко вписался прецедент вымысла и ирреальности под флагом научно-исторического справочника. Нанесен вред престижу солидного издания, подорвано доверие к трудам краевых ученых.