00:00, 30 марта 2005 года

Если мы такие умные, почему мы такие бедные?!

Свое мнение по проблемам приоритетных инвестиционных проектов и привлечения инвестиций высказали губернатор СК А. Черногоров, руководители субъектов федерации Юга России. Вел заседание полномочный представитель президента РФ в ЮФО Д. Козак, который подчеркнул, что хотя на Юге проживает шестая часть населения России, здесь производят лишь 1/16 валового продукта страны. Следовательно, перспективы для развития экономики округа чрезвычайно велики.

Вчера Д. Козак продолжил работу на Кавказских Минеральных Водах. В Пятигорском государственном лингвистическом университете он принял участие в совещании, на котором шла речь о путях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Выступая перед собравшимися, среди которых были губернатор СК А. Черногоров, председатель ГДСК Ю. Гонтарь, руководители органов управления образованием в ЮФО, Д. Козак отметил, что сектор образования на Юге России наиболее развит после Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь очень много студентов, преподавателей, кандидатов и докторов наук. Тем не менее необходимо повысить эффективность использования средств налогоплательщиков, которые расходуются на сферу образования, повысить конкурентоспособность наших высших и средних учебных заведений. Всего этого достичь возможно только при определении приоритетов и реформировании всей системы образования.

О том, как это будет выглядеть, рассказал министр образования и науки РФ А. Фурсенко. Перед началом совещания он выступил на встрече с преподавателями и студентами Пятигорского государственного лингвистического университета, где обрисовал перспективы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде. В частности, опровергнуты слухи о том, что якобы система докторских и кандидатских диссертаций будет отменена. При этом министр признал, что сейчас они не столько часть процесса обучения, сколько вопрос престижа. По поручению президента РФ сейчас разрабатывается новая система подготовки специалистов высшей квалификации. Она не только ужесточит требования получения научных степеней, но и повысит их значимость.

Что касается «засилья» негосударственных вузов, то у министра четкая позиция: будь то государственное или негосударственное учреждение образования, требование к нему одно: может ли оно готовить квалифицированных, востребованных, успешных в жизни специалистов? Никакого административного сокращения количества вузов не предвидится. Просто учебные заведения, которые обманывают молодых людей, выдавая диплом, но не обеспечивая соответствующей подготовки, должны либо изменить свое отношение к делу, либо закрыться.

Говоря о модернизации образования, А. Фурсенко призвал не бояться реформ, ведь за последние пятнадцать лет наша жизнь в корне изменилась, а система образования должна не просто идти в ногу с жизнью, а работать на опережение. В этой связи министр коснулся проблем внедрения единого госэкзамена. По его данным, в этом году в эксперимент намерены включиться уже 73 региона Российской Федерации. Количество сторонников единого государственного экзамена растет, но пока не будет достигнут консенсус в обществе, обязательного внедрения ЕГЭ в России не предвидится.

А. Фурсенко обратил внимание еще на одну важную деталь реформы: наряду с единым госэкзаменом будут широко применяться и иные формы оценки знаний учащихся и абитуриентов - такие, например, как предметные олимпиады. Что касается вступительных экзаменов, то наиболее авторитетные вузы получат право предъявлять к абитуриентам и свои требования. Важно только, чтобы эти требования были обнародованы как минимум за год до экзаменов.

Касаясь проблемы трудоустройства выпускников вузов, А. Фурсенко высказался против возврата к системе распределения, которая существовала в СССР. Задача состоит в другом: упорядочить систему, прогнозировать, какие специальности будут востребованы, и обеспечить широкое информирование абитуриентов.

Эти и многие другие аспекты реформирования образования затронули и другие участники совещания. С большим докладом о состоянии дел в сфере образования в Ставропольском крае выступил губернатор А. Черногоров. О проблемах, свойственных их регионам, рассказали руководители органов образования и ректоры вузов республик, краев и областей ЮФО.