Д. Жикривецкий (в центре) и одетые в княжеские наряды Е. Овчаренко и А. Язвинский

Празднества и торжества длились три дня. По окончании лучшие фотографы Санкт-Петербурга выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Именно эти фотографии позволили старинным костюмам спустя сто лет обрести «вторую жизнь»: ставропольский дизайнер, неоднократный лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов модельеров Дмитрий Жикривецкий по изображениям начала ХХ века воссоздал два из них.

– Идея исторической реставрации родилась у директора ставропольского Дома культуры Андрея Язвинского, – рассказал Дмитрий Жикривецкий. – Он предложил возродить традиционный образ Деда Мороза, который существовал на Руси до революции 1917 года. Ведь сейчас одеяние главного новогоднего персонажа американизировалось – дешевая красно-белая шубейка и колпак, а наш Дед Мороз был боярином, одетым в дорогую шубу и кафтан. Этот проект мне понравился, поскольку сам увлекаюсь историей костюма и стиля, и я сразу приступил к работе. Увы, найти эскизы, выкройки русской одежды XIV – XVII веков в Ставрополе было не так-то просто, поскольку специальной литературы и материалов по данной теме крайне мало. Тут на подмогу пришел его величество случай…

В одном из глянцевых журналов Дмитрий случайно наткнулся на фотоиллюстрации костюмированного бала. Наряды носили тематический характер: мужчины представляли пушкарей, сокольничих, бояр, женщины наряжались в боярынь, крестьянок из тех или иных губерний империи. Из женских модельер выбрал наряд великой княгини Елизаветы Федоровны, а из мужских – комбинированный: кафтан, пояс, варежки и другие атрибуты, как у великого князя Сергея Александровича, а шубу – как у царя Николая II.

Определившись с моделями, разработал эскизы и выкройки костюмов. Дальше опять начались сложности – подобрать материалы оказалось нелегко. Около двух месяцев подыскивал ткань, тесьму, украшения и прочее, чтобы работа максимально соответствовала оригиналам прошлого столетия. Парча для мужского кафтана нашлась в бабушкином сундуке, парча «под снег» для женского костюма отыскалась, как раньше бы сказали, «по блату», в кладовой одного из ателье мод. Застежку на поясе сделал из… елочной игрушки.

Около месяца потребовалось мастерам творческой лаборатории театра моды «Каприз» под руководством Ирины Аксеновой для пошива костюмов. Княжеские одеяния расшили бисером, украсили стразами. Разумеется, средств на настоящие драгоценные камни, что были у великих княгинь, у Дома народного творчества не нашлось. Обувь тоже шили на заказ. В общем, работы было много, но зато получилась полная коллекция, где каждая деталь продумана до мелочей!

Справка «СП»

Костюмированному балу в Зимнем дворце предшествовал вечер, центральным событием которого стал концерт со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (главные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» при участии Анны Павловой. В российских музеях и библиотеках сохранились детали 13 из 400 с лишним костюмов и несколько экземпляров альбома, состоящего из 21 гравюры и 174 фотокопий участников бала.

Николай ГРИЩЕНКО