Однако, как показывает практика, некоторые вещи приходится открывать впервые – даже «матерому» путешественнику.

В редакцию обратилась В. Диденко из краевого центра. Она пассажир с многолетним стажем. Частенько приходится выезжать и в Москву к дочке, и в другие города.

– Сколько езжу, а такое со мной случилось впервые. Проводница в Москве потребовала дополнительную плату за «сверхнормативный провоз», как она объяснила. А каковы на самом деле нормы провоза? – спрашивает Вера Павловна.

Ручная кладь – это вещи пассажира, которые помещаются в ящик под сиденьм или на багажную полку. Как пояснили в управлении Северо-кавказской железной дороги ОАО «Российские железные дороги», существуют определенные нормы, которые установило министерство путей сообщения Российской Федерации. Они закреплены в специальном приказе «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральной железной дороге». По одному билету можно бесплатно провезти 36 кг ручной клади, а в вагонах с двухместными купе – не более 50 кг. Сверх того «за просто так» разрешается провозить портфель, дамскую сумочку, удочки, зонт, а также другие вещи, размер которых по сумме трех измерений не превышает 100 см. Пассажир также вправе дополнительно взять с собой 14 кг поклажи, уплатив стоимость багажного тарифа за 10 кг веса, при этом ему выдается квитанция. Габариты ручной клади по сумме трех измерений не должны быть выше»180 см. Если же они превышают установленные нормы (как правило, это относится к бытовой, аудио- и видеотехнике), то по одному билету можно провезти только один такой предмет. За это – независимо от веса – взимается плата по тарифу багажа весом 30 кг и выдается квитанция. Как правило, на станциях и вокзалах установлены весы для взвешивания ручной клади. Поэтому при возникновении разногласий с проводником следует выяснить, на какой станции по пути следования есть такие весы, и положить конец спору, если, конечно, возникнет желание вносить-выносить вещи из поезда.

Как рассказали в управлении Северо-кавказской железной дороги, помимо багажных споров нередко возникает и такая ситуация, когда пассажиры забывают билеты. Вот один из примеров. Недавно на станции близ Минеральных Вод при посадке в поезд пассажирка предъявила билет, а потом вместе с сумочкой, дабы привести себя в порядок, на время дала его подержать сестре, которая ее провожала, – да так в суматохе и забыла у нее. Обнаружилось это, когда проводник пошла проверять билеты и выдавать постели. Пришлось платить штраф. А что делать – ехать-то надо.

Оказывается, деньги за забытый билет вернуть можно. Для этого нужно обратиться с письменным заявлением в управление железной дороги, где оформлялись проездные документы. Информация о том, куда и к кому обращаться, обычно вывешивается в зале ожидания вокзала или станции отправления. К заявлению необходимо приложить найденный билет, оставшийся неиспользованным, и квитанции об оплате фактического проезда, то есть те документы и справки, которые были выданы в поезде по пути следования, когда обнаружилось, что вы едете зайцем. А вот сумма уплаченного штрафа, к сожалению, не возвращается. Правила-то все-таки нарушены, пусть и неумышленно.

Стоимость же утерянного навсегда билета не возвращается. Речь идет о тех случаях, когда он бесследно пропал еще накануне поездки. Такие билеты не восстанавливаются – даже несмотря на то, что в проездной документ в кассе вносятся все паспортные данные пассажира. Потому беречь билет нужно как зеницу ока.

Татьяна СЛИПЧЕНКО