Контролер для чиновника
На основе Всеобщей декларации сформировались и европейские стандарты прав человека, юридически закрепленные в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые признала Россия. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Однако конституционное закрепление – это еще не право, а лишь желание или намерения законодателя. Между словом и делом, как мы знаем, часто лежит дистанция огромного размера. И все же годы, прошедшие после принятия действующей Конституции, многое изменили к лучшему в нашей стране. Подтверждением этому может служить проводимая властями всех уровней социальная политика, направленная на улучшение благосостояния, укрепление демократических институтов, законности и правопорядка, развитие экономики. Приняты новые кодексы, в том числе гражданский и уголовный, административный и трудовой, а также процессуальные кодексы. Действуют суды присяжных и мировые, установлен судебный контроль за действиями правоохранительных органов. Уголовный процесс все более приобретает состязательный характер. Граждане получили широкие права на обжалование в суде действий должностных лиц и органов, вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека.
И все же задача реального обеспечения конституционных прав по-прежнему остается актуальной. Государство в лице своих многочисленных чиновников и правоохранительных органов пока плохо их защищает. Служивые люди погрязли в бюрократии и лихоимстве, далеки от нужд простого народа, слугами которого должны быть. Правоохранительная и судебная системы России переживают сейчас острый кризис недоверия со стороны общества. Их авторитет, как показывают опросы общественного мнения, опасно низок. Люди не верят в их объективность и беспристрастность. И дело не только в так называемых «оборотнях» или информированности. Но и в связи с сохраняющегося по сей день так называемого «обвинительного уклона», закрытости, ведомственности и корпоративности, а также смешения в уголовном процессе функций надзора и контроля. Увы, пресловутая «честь мундира», показатели служебной деятельности часто значат больше, чем судьба человека.
Однако столь критически оценивая деятельность судебной и правоохранительной систем, я сознаю, что, несмотря на серьезные недостатки в своей деятельности, они выполняют большую позитивную работу по поддержанию в стране правопорядка, что заменить их все равно некому, а потому не остается ничего другого, как добиваться улучшения их деятельности. Думаю, что это еще возможно.
На мой взгляд, начать надо с создания в обществе правозащитной системы, стержнем которой должен стать уполномоченный по правам человека. Он должен исполнять роль связующего звена между государственным аппаратом и нарождающимися структурами гражданского общества. Однако, как показывает жизнь, не везде власти регионов торопятся учреждать у себя сей общественный институт. Пока они созданы только в 30 из 89 субъектов федерации. Понятно, почему: надо обладать повышенной самокритичностью, политической зрелостью и высокой культурой, наконец - государственным мышлением, чтобы учреждать контролера за своей деятельностью.
Ценность института уполномоченного в том, что он независим, доступен людям, не связан с судебной и правоохранительной системами, не обременен ведомственными и корпоративными интересами, обладает парламентской легитимностью, недорог по содержанию, а главное, что по своему статусу он предназначен исключительно для защиты прав и свобод человека и делает это бесплатно. Он логично вписывается в существующую правовую систему государства, выполняя роль индикатора объективно существующих в деятельности любой системы издержек и ошибок.
Права и свободы человека, как показывает жизнь, не реализуются сами по себе. Как записано в Конституции РФ и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, «каждый из нас в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство его дела в разумный срок, независимым и беспристрастным судом». Здесь самое время вспомнить известную пословицу: «Ладно было на бумаге, да забыли про овраги». По сути, правильная конституционная независимость судов и действующих на территории субъекта Федерации правоохранительных структур обернулась на практике их полной закрытостью от любого контроля на местах. Это серьезно ограничивает творческое начало и самостоятельность властных и хозяйствующих структур на местах. Примером тому - так называемые громкие дела в отношении губернаторов, других высокопоставленных чиновников, которые хотя и ничем не заканчивались, но давали всем понять, «кто в доме хозяин». Более того, оказалось, что реальную борьбу с преступностью можно подменять ее громкой имитацией. В таких условиях уполномоченный, по сути, единственный в субъекте Федерации государственный институт, который на основании обращений граждан, может дать компетентную и объективную оценку деятельности федеральных структур.
Предстоит долгий и трудный путь к реальному признанию прав и свобод человека высшей ценностью. Но это не должно нас лишать надежды, и веры в то, что вместе мы сумеем осилить эту дорогу.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
