Одетые и сытые
На сборном пункте юношей переодевают в новенькое теплое обмундирование, выдают на время следования к местам дислокации воинских частей продовольственные пайки. На первый взгляд, не такое уж большое достижение. Но для родителей завтрашних солдат это новшество играет немалую роль: они могут быть уверены, что сыновья не будут в пути голодать и не заболеют, как это случилось в минувшем году. Тогда 162 призывника по вине сопровождающих офицеров погранвойск во время доставки с подмосковного аэродрома Чкаловский в Магадан, где они должны были проходить службу, простудились, многие попали в госпиталь с воспалением легких, а один – умер...
- Теперь такие ЧП практически исключены, - подчеркивает начальник второго отдела крайвоенкомата по призыву полковник Николай Васильев. - Контроль за обеспечением новобранцев всем необходимым ведут не только наши офицеры, но и представители комитета солдатских матерей, ветеранских организаций…
Вообще-то на качество подготовки юношей к военной службе и организацию призыва в нашем крае и раньше было грех жаловаться: по итогам 2003-го заняли первое место. Не только в ЮФО – в России! Это обязывает держать марку и работников военкоматов, и местные власти, и общественные организации. Держат ли?
Полковник Васильев уверяет, что «все идет по плану». Отправлены призывники для доукомплектования Президентского полка в Москву. Отобраны ребята в спецназ, погранвойска, ВДВ, другие элитные части и соединения. В последние два года от желающих служить в этих войсках отбоя нет. Видимо, сказываются и общегосударственная политика, направленная на укрепление силовых структур, и специфика нашего приграничного края, где военно-патриотическая работа не прекращалась и не прекращается. Когда в других регионах безуспешно пытались «прививать» скаутское движение, у нас продолжали практиковаться десятилетиями опробованные игры «Орленок» и «Зарница». Кстати, «Зарница» в этом году отметила в крае свой тридцатилетний юбилей. В ее финале участвовали десятки команд, в том числе и из стран СНГ.
И оборонное общество у нас не умерло. Даже во времена хронического недофинансирования система РОСТО умудрялась готовить для армии и флота водителей, связистов, других специалистов. Правительство края здесь не мелочится: только в минувшем году для полного и качественного выполнения наряда по военно-учетным специальностям было выделено почти три с половиной миллиона рублей. В большинстве общеобразовательных школ практически не прерывались занятия по начальной военной подготовке…
- И все же некоторые юноши выбрали не военную, а альтернативную гражданскую службу?
Полковник Васильев улыбается: мол, цифры уж больно несопоставимые: в силовых структурах будут служить более трех с половиной тысяч жителей Ставрополья, а в гражданские организации (осенью нынешнего года) из нашего края направляется всего двенадцать человек.
Тут, наверное, необходимы уточнения. Призывными комиссиями районов и городов Ставрополья было рассмотрено 86 заявлений граждан, выразивших желание проходить вместо военной альтернативную гражданскую службу (АГС). Определено, что лишь 74 человека имеют на это право. Но вот в чем закавыка: работать парни, изъявившие желание проходить АГС, будут в организациях, подведомственных федеральным органам власти, ибо закон предусматривает, что альтернативную службу проходят по принципу экстерриториальности: вблизи от дома (в своем районе или крае) работа агээсникам в этой связи не предусматривается. «Федералы» на эту осень сумели найти только двенадцать мест – в Саратовской, Смоленской и Оренбургской областях. Остальные призывники ожидают наряда из Минтруда и соцзащиты России и будут направлены на АГС также за пределы края. Подавляющее большинство из семидесяти четырех парней, выбравших АГС, – члены секты «Свидетели Иеговы». Они не хотят брать в руки оружие по религиозным соображениям. Если кто-то из этих призывников лукавит и ищет легкий путь, то «обходной маневр» вряд ли удастся: служить на «гражданке» в основном придется санитарами в домах престарелых, психоневрологических диспансерах и психиатрических больницах. Причем и сроки солидные: те, кто имеет высшее образование, будут служить 21 месяц, со средним – 42 месяца. Не позавидуешь. Я бы лучше автомат в руки взял…
В беседе с Н. Васильевым зашла речь и о так называемых «уклонистах». По предварительным данным, на призывные пункты военных комиссариатов не явились 62 человека. Сколько из них сознательно пытаются «закосить» от армии, сказать пока трудно: вдруг кто-то из парней заболел, находится вдали от дома… Но об одном можно сказать с уверенностью: число «уклонистов» резко сократилось. В конце прошлого века «в бегах» на Ставрополье числились сотни призывников и солдат, самовольно оставивших части. Для тех из них, кто добровольно являлся в военкоматы по амнистии, даже специальное подразделение пришлось тогда создать.
Выходит, вместе со страной и армия понемногу выздоравливает. И в прямом, и в переносном смысле. Здоровье новобранцев уже не вызывает больших нареканий. Во всяком случае дистрофики, которых в частях приходилось пару месяцев «откармливать» усиленным пайком, нынче в войска почти не поступают. И с образовательным уровнем дело вроде налаживается: большинство призываемых этой осенью из нашего края ребят имеют среднее или среднее специальное образование. Около семисот (пятая часть от призывного контингента) – с высшим.
Полковник Васильев воздержался от оценки работы районных и городских военкоматов по организации нынешнего призыва. И прогнозировать будущее место Ставрополья в федеральном рейтинге тоже не стал. Дескать, до конца декабря, когда последний новобранец будет отправлен в часть, еще далеко. У нас цыплят не по осени, а в начале весны считают…