00:00, 29 октября 2004 года

К пониманию высоких тайн

Книга ценна именно широтой представленных в ней взглядов, авторских позиций, большим историческим охватом исследуемых тем. В списке авторов можно встретить и имена уважаемых служителей церкви, и известных ученых, и общественных деятелей. Каждый вносит свой вклад в единую летопись существования и служения такого сложного и, безусловно, важного духовного института, коим является на Юге России одна из крупнейших епархий православной церкви. Само название и конференции, и издания свидетельствует: эти 160 лет вобрали в себя богатейший и многограннейший опыт именно совместного служения.

Здесь что ни очерк (называть статьи сборника докладами язык не поворачивается, настолько они интересны) – то новый и непременно любопытный раздел истории. Приведенная выше цитата взята, например, из выступления доцента Ставропольского гос-университета, преподавателя Ставропольской духовной семинарии Т. Семеренко «Церковно-славянский язык в контексте времени». Рассматриваемая тема сама по себе имеет более чем вековую биографию, ибо вот уже вторую сотню лет продолжается дискуссия о том, надо ли вводить в качестве богослужебного языка язык современный, понятный большинству православного населения, в отличие от традиционного, но «непонятного» церковно-славянского. Здесь мы видим деликатный и вместе с тем профессиональный взгляд филолога, пытающегося сформулировать свои выводы исходя не только из сугубо научных, сухих данных, но и не забывающего о другой – духовно-нравственной стороне вопроса. Любопытны аргументы в пользу сбережения традиции, приводимые опять же с помощью цитат из высказываний участников этих споров разных лет: «Я не понимаю высшей математики, но не смею требовать ее упрощения. Так и здесь. Не понимаешь – поучись»; «Бунт против славянского поднимают полуинтеллигенты, не заглядывающие в церковь»… Согласитесь, довольно неожиданно звучит!

Разумеется, есть в сборнике статьи, как бы обязательные, обусловленные самой темой. Это и очерки истории непосредственно создания и главных вех существования епархии, и отдельные стороны ее деятельности, касающиеся, например, развития системы церковно-приходских школ Ставропольской губернии, и исследование раннехристианских храмов Северного Кавказа, и обзор храмового строительства в более поздние периоды, и анализ современного взаимодействия православной церкви, государства и общества в сфере образования и воспитания молодежи. Не обойдены вниманием составителей и видные деятели Ставропольской епархии, оставившие заметный след в ее истории, такие, как Святитель Игнатий Брянчанинов, митрополит Антоний (Романовский). Причем личность Святителя Игнатия автор очерка доктор филологических наук, профессор СГУ Л. Бронская рассматривает через призму одного из его богословских трудов – «Аскетические опыты». Богатое литературное наследие святителя представляет собой широкое поле для все новых исследований, причем не только в религиозном, богословском, но и философском аспекте своего содержания.

Среди авторов сборника – секретарь совета по экономической и общественной безопасности Ставропольского края, атаман Терского казачьего войска В. Бондарев, посвятивший свое выступление роли православной церкви в непростой истории казачества, в формировании мирного, добрососедского сосуществования народов Кавказа – представителей разных национальностей, исповедующих разные религии, но объединенных одной Родиной. Словно в продолжение – работа доктора философских наук, профессора Северо-Кавказского государственного технического университета В. Авксентьева «Роль этноконфессиональной толерантности в современной духовности». А далее уже нечто совсем близкое нам, сегодняшним – студентка СГУ А. Болдырева размышляет о глобальной информатизации и ее влиянии на деятельность церкви... Словом, книга дает такой богатый спектр тем и подходов, что вполне достойна занять свое место не только в личных библиотеках специалистов, но и всякого человека, желающего узнать побольше о духовной истории своего народа, ее истоках, проблемах, развитии. Ведь сегодня уже никто не оспорит выстраданную временем истину: церковь, законодательно «отделенная» от государства, тем не менее была и остается важнейшим инструментом строительства нашей национальной духовности в самом глубоком смысле этого понятия. Как облик храма с золотыми куполами давно уже стал признанным в мире символом России, так и православие стало неотъемлемой частью жизни общества, независимо от того, как часто ходит в церковь человек. А признание роли традиционных религий в культурологическом и духовно-нравственном становлении и развитии общества все более и более присуще нашей современности. Словом, сборник, о котором идет речь, - безусловно полезное чтение, за что и спасибо его создателям.